Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев получил шанс усидеть на транзитной «трубе»

Киев получил шанс усидеть на транзитной «трубе»

Европе требуется так много газа, что «Газпром» не сможет отказаться от услуг Украины

Евросоюз считает приоритетом для себя продолжение транзита газа через Украину после 2020 года. Об этом в пятницу, 15 сентября, заявил вице-президент Европейской комиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович в ходе 14-й ежегодной конференции Ялтинской Европейской Стратегии (YES) в Киеве.

«Украина имеет огромный потенциал, чтобы стать энергетическим хабом», — сказал Шефчович. Он добавил, что для реализации этого потенциала необходимо работать над разведкой газа и увеличением двусторонней торговли, уже получившей развитие после вступления в силу зоны свободной торговли с ЕС.

Напомним: транзит российского газа через Украину в августе достиг 8,82 млрд. кубометров — это лучший помесячный результат с декабря 2013 года. Рекордный показатель отчасти объясняется ремонтом газопровода Ямал-Европа через Белоруссию и Польшу, из-за чего 300 млн. кубометров транзитного газа были переброшены на украинский маршрут. Но главная причина — рост спроса на «голубое топливо» в ЕС.

Европа все более активно использует газ в энергетике, плюс спешит заполнить подземные хранилища (ПХГ). В результате, по итогам января-августа украинский транзит вырос на 23,4%, до 61,9 млрд. кубометров. При сохранении динамики к концу 2017-го транзит может приблизиться к отметке 100 млрд. кубометров — это максимум с 2011 года.

Причем, если спрос на российский газ в Европе удержится на этом уровне в ближайшие годы, «Газпром» может столкнуться с проблемой. После 2019 года, когда истечет транзитный контракт с Украиной, российскому концерну может не хватить экспортных мощностей.

План «Газпрома» заключается в строительстве Nord Stream 2 (55 млрд. кубометров) и «Турецкого потока» (32 млрд. кубометров) при сохранении транзита через Украину до 15 млрд кубометров в год. Между тем, по подсчетам экспертов, даже при использовании новых газопроводов на 90% - при очень высокой загрузке — «Газпром» будет располагать 93 млрд. кубометров мощностей для замены украинского маршрута. Как видим, это меньше прогнозного транзита через Украину даже в текущем году.

Как считают аналитики, это обстоятельство может стать основой для переговоров РФ о новом крупном транзитном контракте с Украиной. И этот контракт позволит Киеву сохранить большую часть своей газотранспортной системы.

Неслучайно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя слова Шефчовича, отметил, что перспективы транзита российского газа через Украину после 2020 года относятся к сфере экономической, а не политической целесообразности, и что поставки пойдут по более выгодному для РФ и ЕС маршруту.

Означает ли это, что Кремль отказался от идеи транзитной блокады Украины, и что Киев усидит на газовой «трубе»?

— Владимир Путин никогда не говорил, что после 2020 года украинский транзит будет полностью свернут, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Но этот транзит в любом случае существенно сократится. Для того Россия и строит сейчас обходные системы — чтобы обезопасить европейцев от транзитных рисков. Потому что «Газпром» не может гарантировать поставки по ГТС Украины не только по политическим мотивам — мы не можем гарантировать безаварийность таких поставок. 

Даже Минэнерго Украины признает, что износ «трубы» достиг критических значений. Правда, ведомство в то же время считает, что ГТС необходимо поддерживать в рабочем состоянии. А вот у «Нафтогаза» позиция более радикальная: какие-либо вложения в ГТС нецелесообразны.

И пока украинские ведомства спорят, деньги в ремонт ГТС никто не вкладывает.

В такой ситуации Россия может оставить транзит на украинском направлении лишь при соблюдении двух условий. Первое — украинская «труба» будет приведена в надлежащее техническая состояние. Второе — Киев установит за транзит разумный тариф. Только в этом случае, повторюсь, нам логистически удобно прокачивать некоторый объем газа через Украину.

Пока, замечу, Киев идет другим путем: поднимает «Газпрому» тариф, и не вкладывает в модернизацию ГТС ни копейки.

«СП»: — Какой объем транзита реально может сохранить Украина?

— Если Украина выберет правильную стратегию, она сможет нормально существовать на транзите. Россия, я считаю, не станет отказываться от украинской «трубы» в ущерб себе из-за чисто политических оснований.

На мой взгляд, через украинскую ГТС после 2020 года, с учетом растущего потребления в еврозоне, может прокачиваться 15−30 млрд. кубометров газа в год. Кстати, эта мощность сопоставима с «Турецким потоком».

Другими словами, шансы удержаться на «трубе» у Киева имеются. Но при этом непонятно, где «незалежной» взять деньги на модернизацию ГТС, и где взять вменяемых аналитиков, которые бы просчитали возврат инвестиций без оглядки на русофобскую политику украинского руководства.

Замечу, что Киев, если зима прижмет морозами, не исключает прямых закупок «голубого топлива» у России. И Москва, надо сказать, не пытается играть на этой ситуации. Наша позиция выглядит так: если Украине нужен российский газ, она может приобрести его в любой момент. Правда, работать будет только схема с предоплатой: к украинской стороне нет прежнего доверия, которое позволяло Киеву брать газ в долг.

«СП»: — Насколько твердо можно рассчитывать, что объемы потребления газа в Европе в ближайшие годы будут расти?

— О такой перспективе говорит объективная цикличность экономики. В текущем году ЕС вышел из рецессии, и ожидает роста 1,5−2% ВВП практически по всему пулу стран еврозоны. Причем аналитики едины во мнении: этот рост будет продолжаться на протяжении минимум ближайших трех лет. В таких условиях устойчивый рост потребления энергоносителей весьма вероятен.

Замечу, 10 лет назад, когда в мире также наблюдался рост потребления углеводородов, «Газпром» неверно выстроил энергетическую политику. В то время предполагалось, что мощность «Южного потока» должна будет составить 60 млрд. кубометров в год — не меньше. Причем, в этом расчете учитывались все возможности ГТС Украины, плюс возможности газопровода Ямал-Европа.

Как видно сегодня, оценки десятилетней давности оказались завышенными. Европа не показала тех темпов роста, которых от нее ждали, а потом и вовсе скатилась в кризис. Теперь в ожиданиях возник новый виток оптимизма. Но на этот раз, как мне кажется, ставка на трехлетний рост ЕС и на рост потребления в Европе углеводородов вполне оправдана. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 15.09.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики