Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша изготовила «секретное оружие» против трубы «Газпрома»

Польша изготовила «секретное оружие» против трубы «Газпрома»

Варшава достает «последние аргументы» для срыва «Северного потока-2»

Председатель правления польской энергетической компании PGNiG Петр Возняквыразил надежду, что США помогут республике если не остановить реализацию проекта «Северный поток-2», то хотя бы отсрочить этот процесс на длительное время. Об этом он заявил в опубликованном 15 сентября интервью радиостанции RMF FM. 

 — Этот инструмент отталкивает инвесторов с европейской стороны, — уверен Возняк. — Мы говорим о еще не наложенных санкциях, но перспектива замораживания в США активов той или иной европейской компании в достаточной степени охлаждает энтузиазм желающих войти в общий проект с «Газпромом».

При этом глава PGNiG признал, что пока проект «Северный поток-2» реализуется в соответствии с планом и должен быть завершен в срок — к 2019−2020 годы. Но по утверждению Возняка, Польша «еще не использовала последние аргументы» и «целый арсенал средств».

Один новый аргумент Варшава намерена озвучить в самое ближайшее время. Как пояснил Возняк, речь идет о немецком газопроводе Eugal, который должен стать продолжением «Северного потока-2». Как утверждает глава PGNiG, «Газпром» уже получил полный доступ к его мощности на 20 лет вперед.

Напомним, газопровод «Северного потока-2» должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии и в основном повторит маршрут первого «Северного потока». Капитальные затраты оцениваются в € 8 миллиардов, а общая стоимость проекта с учетом привлечения проектного финансирования — в € 9,9 млрд. Для планирования, строительства и эксплуатации газопровода была создана швейцарская Nord Stream 2 AG, которая сейчас полностью принадлежит «Газпрому». Участниками проекта выступают западноевропейские концерны, среди которых немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, британско-голландская Royal Dutch Shell, французская Engie.

Вместе с тем, у проекта есть и ряд противников, например, Польша, Прибалтика, Украина. Так, президент Украины Петр Порошенко назвал «Северный поток-2» местью России за предварительное решение Стокгольмского арбитража по спору между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом». А также якобы за предпринятые Киевом антикоррупционные меры в энергетической сфере.

На днях глава австрийской компании OMV Райнер Зеле заявил, что участники проекта, скорее всего, пересмотрят структуру финансирования «Северного потока-2» из-за того, что если они будут действовать по старой схеме, то могут попасть под санкции, которые грозят ввести США, напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

— Хотя в законе, который недавно в августе подписал Дональд Трамп, говорится только о возможности введения ограничений, но участники проекта, видимо, хотят перестраховаться и сразу начать финансирование проекта по другим схемам. Фактически через посредников — банковские займы. Потому что если они будут выделять средства напрямую оператору проекта Nord Stream 2 AG (дочернему предприятию «Газпрома»), который строит на них газопровод, то такая схема может быть запрещена новыми санкциями.

Видимо, Петр Возняк и говорит о том, что пересмотр схемы финансирования и выстраивание других схем займет время у участников проекта, а значит, США таким образом помогут отсрочить реализацию проекта. Однако заявление главы OMV и представителей «Газпрома» не отменяет намеченные сроки — по плану «Северный поток -2» должен быть введен в строй в конце 2019 года. То есть тогда, когда заканчивается контракт с НАК «Нафтогаз Украины» на транзит газа через украинскую территорию, чтобы в 2020 году отказаться от услуг Киева как транзитёра. Через Украину предполагается прокачивать только 15−20 миллиардов кубометров для газоснабжения Румынии и Молдавии.

«СП»: — По логике Польши, новые условия и перестроение формата финансирования могут привести к отсрочке реализации проекта?

— Видимо, да. Плюс США могут принять какие-то новые санкции и начать судиться с участниками проекта, говоря о том, что вы все равно нарушаете санкции, несмотря на изменение структуры финансирования. В общем, санкции могут внести, так сказать, тягомотину в процесс реализации «потока» постоянными разбирательствами.

«СП»: — То есть «последние аргументы», о которых упомянул Петр Возняк, — это судебные тяжбы?

— Например, по поводу 100-процентного использования газопровода Eugal, что якобы не отвечает требованиям Третьего энергопакета ЕС, в соответствии с которыми один поставщик газа не может загружать более 50% газопровода. Думаю, что Польша будет просто подавать в суд, требуя оставить 50% трубы свободной на случай, если вдруг появится альтернативны поставщик.

Возможно, они будут напирать на строительство в точке выхода «Северного потока-2» на немецком берегу приемного терминала СПГ, под который возможно зарезервировать 50% мощности трубы. Никто в реальности терминал СПГ строить не будет, но Польша может пойти на такой блеф. По крайне мере, у нее уже есть опыт обращения в суд на «Газпром» по подобным вопросам. Не так давно, Европейский суд юстиции снял обеспечительные меры по иску Польши о доступе к газопроводу OPAL. Вроде бы опыт неудачный, но!

Сначала немецкий регулятор разрешил «Газпрому» загрузить газопровод OPAL — продолжение «Северного потока-1» на территории Германии — на 100%, а затем Польша подала иск, мол, а вдруг придет еще какой-либо поставщик? После этого суд сначала заблокировал решение немецкого регулятора о разрешении загрузки, но потом «Газпрому» было разрешено почти полностью загрузить OPAL. Тем не менее, эта история «благодаря» иску поляков тянулась больше полугода. То же самое, думаю, они захотят сделать с «Северным потоком-2», тем более Возняк упомянул продолжение газопровода на территории ЕС. То есть затянуть процесс, снизить мощность на 50% и тем самым попытаться сделать его нерентабельным.

«СП»: — Насколько действия Варшавы отвечают интересам Польши? С одной стороны, она заявила о готовности импортировать американский сжиженный природный газ, с другой — цена на него достаточно высокая.

— Пока только пришел один танкер с СПГ, и в отличие от Литвы поляки признали, что американский СПГ значительно дороже российского газа, и что долгосрочный контракт с США будет заключен, только если американцы снизят цену до уровня российского. Что интересно, американский СПГ не может конкурировать даже с поставками из Катара, а это говорит о крайне высокой цене. При этом все прекрасно понимают, что дешевый российский газ можно купить у немецких трейдеровых компаний (немцы получают наш газ, а излишки продают в соседние страны по краткосрочным контрактам).

Таким образом, Варшаве наоборот выгодно, чтобы как можно больше газа приходило в Германию, и чтобы последняя стала крупнейшим газовым хабом. Чем больше будет приходить газа, тем больше излишков будет продаваться на спотовом рынке, которые, прежде всего, будет покупать сама Польша. Но по политическим мотивам и под влиянием американцев Варшава выступает против проектов с российским участием. То есть поляки идут на сознательные экономические потери, чтобы приобрести какие-то политические дивиденды.

Основной аргумент, который остается у США — потенциальная возможность введения санкций непосредственно против «Северного потока-2», считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

— Но этот аргумент не на стороне Евросоюза и тем более не на стороне Польши, потому что она не может его рассматривать собственным доводом, так как не принимает решение о введении ограничений. Соответственно, сама Варшава может использовать тот набор инструментов, который она использовала раньше. Например, когда польский антимонопольный регулятор UOKiK не согласовал участие европейских концернов E. ON Global Commodities SE, Engie SA, OMV Nord Stream II Holding AG, Shell Exploration and Production (LXXI) B.V., Wintershall Nederland B.V. в акционерном капитале «Северного потока — 2». Из-за чего «Газпром» до сих пор является 100-процентным собственником компании, так как не смог привлечь акционерный капитал.

Вопросы, которые дальше придется согласовывать с Польшей, касаются не самой трубы, которая идет по дну моря, а в части сухопутного газопровода. Поэтому у Варшавы есть возможности оттягивать принятие решений по вопросу реализации проекта, требуя предоставить дополнительные аргументы, документы, пояснения. Безусловно, если Польше удастся затянуть этот процесс на длительный срок, то европейские концерны, в первую очередь немецкие, будут давить на правительство Германии, чтобы оно подействовало на поляков. Все-таки эти государства состоят в ЕС и вопросы выделения средств на различные проекты решают в рамках этой интеграционной группировки. Конечно, польская экономика сильнее болгарской, но и на нее можно воздействовать экономическими рычагами. 

Автор: Антон Мардасов

Источник: Свободная пресса, 16.09.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики