Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша изготовила «секретное оружие» против трубы «Газпрома»

Польша изготовила «секретное оружие» против трубы «Газпрома»

Варшава достает «последние аргументы» для срыва «Северного потока-2»

Председатель правления польской энергетической компании PGNiG Петр Возняквыразил надежду, что США помогут республике если не остановить реализацию проекта «Северный поток-2», то хотя бы отсрочить этот процесс на длительное время. Об этом он заявил в опубликованном 15 сентября интервью радиостанции RMF FM. 

 — Этот инструмент отталкивает инвесторов с европейской стороны, — уверен Возняк. — Мы говорим о еще не наложенных санкциях, но перспектива замораживания в США активов той или иной европейской компании в достаточной степени охлаждает энтузиазм желающих войти в общий проект с «Газпромом».

При этом глава PGNiG признал, что пока проект «Северный поток-2» реализуется в соответствии с планом и должен быть завершен в срок — к 2019−2020 годы. Но по утверждению Возняка, Польша «еще не использовала последние аргументы» и «целый арсенал средств».

Один новый аргумент Варшава намерена озвучить в самое ближайшее время. Как пояснил Возняк, речь идет о немецком газопроводе Eugal, который должен стать продолжением «Северного потока-2». Как утверждает глава PGNiG, «Газпром» уже получил полный доступ к его мощности на 20 лет вперед.

Напомним, газопровод «Северного потока-2» должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии и в основном повторит маршрут первого «Северного потока». Капитальные затраты оцениваются в € 8 миллиардов, а общая стоимость проекта с учетом привлечения проектного финансирования — в € 9,9 млрд. Для планирования, строительства и эксплуатации газопровода была создана швейцарская Nord Stream 2 AG, которая сейчас полностью принадлежит «Газпрому». Участниками проекта выступают западноевропейские концерны, среди которых немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, британско-голландская Royal Dutch Shell, французская Engie.

Вместе с тем, у проекта есть и ряд противников, например, Польша, Прибалтика, Украина. Так, президент Украины Петр Порошенко назвал «Северный поток-2» местью России за предварительное решение Стокгольмского арбитража по спору между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом». А также якобы за предпринятые Киевом антикоррупционные меры в энергетической сфере.

На днях глава австрийской компании OMV Райнер Зеле заявил, что участники проекта, скорее всего, пересмотрят структуру финансирования «Северного потока-2» из-за того, что если они будут действовать по старой схеме, то могут попасть под санкции, которые грозят ввести США, напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

— Хотя в законе, который недавно в августе подписал Дональд Трамп, говорится только о возможности введения ограничений, но участники проекта, видимо, хотят перестраховаться и сразу начать финансирование проекта по другим схемам. Фактически через посредников — банковские займы. Потому что если они будут выделять средства напрямую оператору проекта Nord Stream 2 AG (дочернему предприятию «Газпрома»), который строит на них газопровод, то такая схема может быть запрещена новыми санкциями.

Видимо, Петр Возняк и говорит о том, что пересмотр схемы финансирования и выстраивание других схем займет время у участников проекта, а значит, США таким образом помогут отсрочить реализацию проекта. Однако заявление главы OMV и представителей «Газпрома» не отменяет намеченные сроки — по плану «Северный поток -2» должен быть введен в строй в конце 2019 года. То есть тогда, когда заканчивается контракт с НАК «Нафтогаз Украины» на транзит газа через украинскую территорию, чтобы в 2020 году отказаться от услуг Киева как транзитёра. Через Украину предполагается прокачивать только 15−20 миллиардов кубометров для газоснабжения Румынии и Молдавии.

«СП»: — По логике Польши, новые условия и перестроение формата финансирования могут привести к отсрочке реализации проекта?

— Видимо, да. Плюс США могут принять какие-то новые санкции и начать судиться с участниками проекта, говоря о том, что вы все равно нарушаете санкции, несмотря на изменение структуры финансирования. В общем, санкции могут внести, так сказать, тягомотину в процесс реализации «потока» постоянными разбирательствами.

«СП»: — То есть «последние аргументы», о которых упомянул Петр Возняк, — это судебные тяжбы?

— Например, по поводу 100-процентного использования газопровода Eugal, что якобы не отвечает требованиям Третьего энергопакета ЕС, в соответствии с которыми один поставщик газа не может загружать более 50% газопровода. Думаю, что Польша будет просто подавать в суд, требуя оставить 50% трубы свободной на случай, если вдруг появится альтернативны поставщик.

Возможно, они будут напирать на строительство в точке выхода «Северного потока-2» на немецком берегу приемного терминала СПГ, под который возможно зарезервировать 50% мощности трубы. Никто в реальности терминал СПГ строить не будет, но Польша может пойти на такой блеф. По крайне мере, у нее уже есть опыт обращения в суд на «Газпром» по подобным вопросам. Не так давно, Европейский суд юстиции снял обеспечительные меры по иску Польши о доступе к газопроводу OPAL. Вроде бы опыт неудачный, но!

Сначала немецкий регулятор разрешил «Газпрому» загрузить газопровод OPAL — продолжение «Северного потока-1» на территории Германии — на 100%, а затем Польша подала иск, мол, а вдруг придет еще какой-либо поставщик? После этого суд сначала заблокировал решение немецкого регулятора о разрешении загрузки, но потом «Газпрому» было разрешено почти полностью загрузить OPAL. Тем не менее, эта история «благодаря» иску поляков тянулась больше полугода. То же самое, думаю, они захотят сделать с «Северным потоком-2», тем более Возняк упомянул продолжение газопровода на территории ЕС. То есть затянуть процесс, снизить мощность на 50% и тем самым попытаться сделать его нерентабельным.

«СП»: — Насколько действия Варшавы отвечают интересам Польши? С одной стороны, она заявила о готовности импортировать американский сжиженный природный газ, с другой — цена на него достаточно высокая.

— Пока только пришел один танкер с СПГ, и в отличие от Литвы поляки признали, что американский СПГ значительно дороже российского газа, и что долгосрочный контракт с США будет заключен, только если американцы снизят цену до уровня российского. Что интересно, американский СПГ не может конкурировать даже с поставками из Катара, а это говорит о крайне высокой цене. При этом все прекрасно понимают, что дешевый российский газ можно купить у немецких трейдеровых компаний (немцы получают наш газ, а излишки продают в соседние страны по краткосрочным контрактам).

Таким образом, Варшаве наоборот выгодно, чтобы как можно больше газа приходило в Германию, и чтобы последняя стала крупнейшим газовым хабом. Чем больше будет приходить газа, тем больше излишков будет продаваться на спотовом рынке, которые, прежде всего, будет покупать сама Польша. Но по политическим мотивам и под влиянием американцев Варшава выступает против проектов с российским участием. То есть поляки идут на сознательные экономические потери, чтобы приобрести какие-то политические дивиденды.

Основной аргумент, который остается у США — потенциальная возможность введения санкций непосредственно против «Северного потока-2», считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

— Но этот аргумент не на стороне Евросоюза и тем более не на стороне Польши, потому что она не может его рассматривать собственным доводом, так как не принимает решение о введении ограничений. Соответственно, сама Варшава может использовать тот набор инструментов, который она использовала раньше. Например, когда польский антимонопольный регулятор UOKiK не согласовал участие европейских концернов E. ON Global Commodities SE, Engie SA, OMV Nord Stream II Holding AG, Shell Exploration and Production (LXXI) B.V., Wintershall Nederland B.V. в акционерном капитале «Северного потока — 2». Из-за чего «Газпром» до сих пор является 100-процентным собственником компании, так как не смог привлечь акционерный капитал.

Вопросы, которые дальше придется согласовывать с Польшей, касаются не самой трубы, которая идет по дну моря, а в части сухопутного газопровода. Поэтому у Варшавы есть возможности оттягивать принятие решений по вопросу реализации проекта, требуя предоставить дополнительные аргументы, документы, пояснения. Безусловно, если Польше удастся затянуть этот процесс на длительный срок, то европейские концерны, в первую очередь немецкие, будут давить на правительство Германии, чтобы оно подействовало на поляков. Все-таки эти государства состоят в ЕС и вопросы выделения средств на различные проекты решают в рамках этой интеграционной группировки. Конечно, польская экономика сильнее болгарской, но и на нее можно воздействовать экономическими рычагами. 

Автор: Антон Мардасов

Источник: Свободная пресса, 16.09.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики