Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго РФ придумало, как переманить белорусский транзит из Прибалтики в Россию

Минэнерго РФ придумало, как переманить белорусский транзит из Прибалтики в Россию

Предложения Министерства энергетики России по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты коснутся также предоставления более выгодных условий для Беларуси по тарифам Российских железных дорог (РЖД) и портов. Об этом журналистам сообщил замминистра энергетики Кирилл Молодцов в ходе Петербургского газового форума.

«Мы им [нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) Беларуси – прим. ред.] создадим условия, чтобы не гнали [нефтепродукты в Прибалтику – прим. ред.]. Мы их создаем. Соответствующие материалы доложены, работа идет весьма активно, поручение получено», – заявил Кирилл Молодцов. Ранее президент России Владимир Путин поручил создать условия для белорусских НПЗ, чтобы они использовали российские морские порты при экспорте нефтепродуктов.

Заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Сергей Тугаринов проинформировал, что транспортная система России способна принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Беларуси до конца 2017 г., если произойдет переориентация грузопотока из портов Литвы. При этом литовский кабинет министров указывал, что экспорт нефтепродуктов через Литву и Клайпедский порт на Балтике самый экономически выгодный для Беларуси, поэтому республике не стоит отвергать этот маршрут в пользу транзита через Россию.

На сегодняшний день действует соглашение, по которому Россия поставляет в Беларусь 24 млн т нефти в год по беспошлинному тарифу, из них 18 млн т подвергаются переработке.

«Евразия.Эксперт» спросил мнение экспертов из Беларуси и России о перспективах перехода белорусского транзита с прибалтийских портов на российские.

circle (3).png

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков (Россия):

- Россия предоставит Беларуси определенные льготы на железнодорожные тарифы, но пока не понятно, как это будет оформлено. Либо деньги возьмут из российского бюджета, например, за каждую тонну нефтепродуктов, которая прошла по маршрутам от Беларуси до Приморска или Усть-Луги, будет возвращаться определенная сумма из бюджета. Либо ФАС обяжет РЖД по другому тарифу перевозить именно белорусские нефтепродукты.

Примерно то же самое будет в портах. Услуга перевалки тоже тарифицируется. ФАС определяет ее размер, и, вероятно, сделает так же: либо обяжет портовые компании делать скидку, либо портовым компаниям из бюджета будут компенсировать убытки от перевалки белорусских нефтепродуктов. Скорее всего, будет второй вариант, и все ляжет на российский бюджет, так как портовики и железнодорожники скажут, что раз это государственная задача, пусть государство эту функцию и оплачивает. 

Я думаю, что здесь еще будет лоббистская борьба внутри России между РЖД и портовиками с одной стороны и государством, прежде всего Минфином, с другой. Но раз Владимир Путин заявил, что нужно это сделать, а Минэнерго в этом вопросе является исполнителем, то, скорее всего, Минфин проиграет, и все ляжет на российский бюджет.

Окупится это тем, что, вероятно, России удастся таким методом перетянуть белорусские нефтепродукты, будет развиваться порт, который даст работу людям и дополнительное имущество. То есть расширение самого порта России будет выгодно, но неизвестно, окупит ли оно в долгосрочной перспективе субсидирование этих перевозок.

С момента, когда Путин заявил о том, что все белорусские нефтепродукты должны идти через наши порты, и до объявления замминистра Минэнерго шел вопрос согласования. Я думаю, что Беларусь поставила вопрос именно так – сделать выгоднее, чем Прибалтика. Сейчас Минэнерго пытается выполнить условия белорусов. Если это будет экономически выгодно, то, по крайней мере, часть нефтепродуктов будет идти через Россию.

Белорусы не готовы на полный отказ от транзита через Прибалтику, но удастся сократить его и разложить яйца в разные корзины. Им тоже не нужен очередной энергетический конфликт с Россией, но они хотят выгодных условий. Полностью осушить прибалтийские порты даже в среднесрочной перспективе России не удастся. Белорусы будут гнать часть объемов через Прибалтику и ссылаться на то, что у них есть долгосрочный контракт на транзит и на перевалку.

circle (12).png

Экономист Александр Синкевич (Беларусь):

- Тема перевозок через российские порты муссируется уже не первый год у нас в информационном пространстве и, я бы сказал, не одно десятилетие. Даже в конце 1990-х гг. поднимался вопрос об активном задействовании портов Ленинградской области. И, конечно, было бы замечательно, если бы сейчас подвижки действительно произошли в том ключе, как об этом заявляет российская сторона. Для белорусской экономики это было бы очень важное подспорье.

Дело в том, что речь идет, прежде всего, о бизнес-интересах. Политику здесь рассматривать тоже необходимо, но она идет второстепенным фактором. Поскольку Россия и Беларусь являются союзниками, то логично, чтобы были скидки и преференции для предприятий наших стран, что у нас – для российских, что у российских – для белорусских.

Что касается бизнеса и экономики, то здесь расчет простой. У нас сейчас задействованы каналы поставки только через прибалтийские порты. Есть альтернатива в виде Польши, но это большое транспортное плечо. Основное направление – это вариант выхода к Балтийскому морю через Литву, немного Латвию, второстепенное – через Польшу и Эстонию. Это направление сохранится, безусловно, и в обозримом будущем, и на перспективу, потому что это самый короткий путь, и он должен быть.

У нас налажена эта дорога, согласованны тарифы. Но открытие направления через Ленинградский порт, позволит разговаривать предметно о снижении тарифных ставок с прибалтийскими перевозчиками, потому что у нас будет альтернатива. Нужно чтобы россияне свои тарифы сравнили с теми ценами, которые складываются для белорусских перевозчиков в Клайпеде и т.д. Они должны быть сопоставимы и даже более выгодны. Тогда для нас появится конкурентная среда в плане выхода к морю, а это важно.

И второй момент – это диверсификация рынков. Потому что глядя на определенную политическую нестабильность, на трения, которые пока, к счастью, не выливаются в экономику, но если все-таки возникнут какие-то проблемы политического характера либо просто ЧП или инцидент в одном из звеньев транспортно-логистической цепочки, у нас должен быть накатанный отработанный логистический маршрут, скажем, с Ленинградской областью.

Для нас это бы означало минимизацию рисков и, соответственно, расходов на перевозку. Таким образом, мы бы выглядели более конкурентоспособно на мировом рынке. И я надеюсь, что сейчас политическая воля российских властей будет доведена уже до главных контрактов и реальных договоренностей по перевозкам.

Беседовали Юлия Рулева (Москва) и Диана Шибковская (Минск) 

Источник: Евразия.Эксперт, 21.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики