Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго РФ придумало, как переманить белорусский транзит из Прибалтики в Россию

Минэнерго РФ придумало, как переманить белорусский транзит из Прибалтики в Россию

Предложения Министерства энергетики России по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты коснутся также предоставления более выгодных условий для Беларуси по тарифам Российских железных дорог (РЖД) и портов. Об этом журналистам сообщил замминистра энергетики Кирилл Молодцов в ходе Петербургского газового форума.

«Мы им [нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) Беларуси – прим. ред.] создадим условия, чтобы не гнали [нефтепродукты в Прибалтику – прим. ред.]. Мы их создаем. Соответствующие материалы доложены, работа идет весьма активно, поручение получено», – заявил Кирилл Молодцов. Ранее президент России Владимир Путин поручил создать условия для белорусских НПЗ, чтобы они использовали российские морские порты при экспорте нефтепродуктов.

Заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Сергей Тугаринов проинформировал, что транспортная система России способна принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Беларуси до конца 2017 г., если произойдет переориентация грузопотока из портов Литвы. При этом литовский кабинет министров указывал, что экспорт нефтепродуктов через Литву и Клайпедский порт на Балтике самый экономически выгодный для Беларуси, поэтому республике не стоит отвергать этот маршрут в пользу транзита через Россию.

На сегодняшний день действует соглашение, по которому Россия поставляет в Беларусь 24 млн т нефти в год по беспошлинному тарифу, из них 18 млн т подвергаются переработке.

«Евразия.Эксперт» спросил мнение экспертов из Беларуси и России о перспективах перехода белорусского транзита с прибалтийских портов на российские.

circle (3).png

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков (Россия):

- Россия предоставит Беларуси определенные льготы на железнодорожные тарифы, но пока не понятно, как это будет оформлено. Либо деньги возьмут из российского бюджета, например, за каждую тонну нефтепродуктов, которая прошла по маршрутам от Беларуси до Приморска или Усть-Луги, будет возвращаться определенная сумма из бюджета. Либо ФАС обяжет РЖД по другому тарифу перевозить именно белорусские нефтепродукты.

Примерно то же самое будет в портах. Услуга перевалки тоже тарифицируется. ФАС определяет ее размер, и, вероятно, сделает так же: либо обяжет портовые компании делать скидку, либо портовым компаниям из бюджета будут компенсировать убытки от перевалки белорусских нефтепродуктов. Скорее всего, будет второй вариант, и все ляжет на российский бюджет, так как портовики и железнодорожники скажут, что раз это государственная задача, пусть государство эту функцию и оплачивает. 

Я думаю, что здесь еще будет лоббистская борьба внутри России между РЖД и портовиками с одной стороны и государством, прежде всего Минфином, с другой. Но раз Владимир Путин заявил, что нужно это сделать, а Минэнерго в этом вопросе является исполнителем, то, скорее всего, Минфин проиграет, и все ляжет на российский бюджет.

Окупится это тем, что, вероятно, России удастся таким методом перетянуть белорусские нефтепродукты, будет развиваться порт, который даст работу людям и дополнительное имущество. То есть расширение самого порта России будет выгодно, но неизвестно, окупит ли оно в долгосрочной перспективе субсидирование этих перевозок.

С момента, когда Путин заявил о том, что все белорусские нефтепродукты должны идти через наши порты, и до объявления замминистра Минэнерго шел вопрос согласования. Я думаю, что Беларусь поставила вопрос именно так – сделать выгоднее, чем Прибалтика. Сейчас Минэнерго пытается выполнить условия белорусов. Если это будет экономически выгодно, то, по крайней мере, часть нефтепродуктов будет идти через Россию.

Белорусы не готовы на полный отказ от транзита через Прибалтику, но удастся сократить его и разложить яйца в разные корзины. Им тоже не нужен очередной энергетический конфликт с Россией, но они хотят выгодных условий. Полностью осушить прибалтийские порты даже в среднесрочной перспективе России не удастся. Белорусы будут гнать часть объемов через Прибалтику и ссылаться на то, что у них есть долгосрочный контракт на транзит и на перевалку.

circle (12).png

Экономист Александр Синкевич (Беларусь):

- Тема перевозок через российские порты муссируется уже не первый год у нас в информационном пространстве и, я бы сказал, не одно десятилетие. Даже в конце 1990-х гг. поднимался вопрос об активном задействовании портов Ленинградской области. И, конечно, было бы замечательно, если бы сейчас подвижки действительно произошли в том ключе, как об этом заявляет российская сторона. Для белорусской экономики это было бы очень важное подспорье.

Дело в том, что речь идет, прежде всего, о бизнес-интересах. Политику здесь рассматривать тоже необходимо, но она идет второстепенным фактором. Поскольку Россия и Беларусь являются союзниками, то логично, чтобы были скидки и преференции для предприятий наших стран, что у нас – для российских, что у российских – для белорусских.

Что касается бизнеса и экономики, то здесь расчет простой. У нас сейчас задействованы каналы поставки только через прибалтийские порты. Есть альтернатива в виде Польши, но это большое транспортное плечо. Основное направление – это вариант выхода к Балтийскому морю через Литву, немного Латвию, второстепенное – через Польшу и Эстонию. Это направление сохранится, безусловно, и в обозримом будущем, и на перспективу, потому что это самый короткий путь, и он должен быть.

У нас налажена эта дорога, согласованны тарифы. Но открытие направления через Ленинградский порт, позволит разговаривать предметно о снижении тарифных ставок с прибалтийскими перевозчиками, потому что у нас будет альтернатива. Нужно чтобы россияне свои тарифы сравнили с теми ценами, которые складываются для белорусских перевозчиков в Клайпеде и т.д. Они должны быть сопоставимы и даже более выгодны. Тогда для нас появится конкурентная среда в плане выхода к морю, а это важно.

И второй момент – это диверсификация рынков. Потому что глядя на определенную политическую нестабильность, на трения, которые пока, к счастью, не выливаются в экономику, но если все-таки возникнут какие-то проблемы политического характера либо просто ЧП или инцидент в одном из звеньев транспортно-логистической цепочки, у нас должен быть накатанный отработанный логистический маршрут, скажем, с Ленинградской областью.

Для нас это бы означало минимизацию рисков и, соответственно, расходов на перевозку. Таким образом, мы бы выглядели более конкурентоспособно на мировом рынке. И я надеюсь, что сейчас политическая воля российских властей будет доведена уже до главных контрактов и реальных договоренностей по перевозкам.

Беседовали Юлия Рулева (Москва) и Диана Шибковская (Минск) 

Источник: Евразия.Эксперт, 21.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики