Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» сэкономит европейцам 8 млрд евро

«Северный поток — 2» сэкономит европейцам 8 млрд евро

Европейские потребители смогут получать существенную выгоду от снижения газовых цен после строительства газопровода. К таким выводам пришли исследователи из немецкой консалтинговой компании EWI.

"Северный поток — 2" принесёт в Европу дополнительный газ и усилит конкуренцию между газовыми поставщиками в ЕС.

Исследование немецкой компании EWI (Energy Research & Scenarios, при университете Кельна) показывает, что в случае строительства "Северного потока — 2" Европе будет требоваться меньше сжиженного природного газа (СПГ). Это приведёт к снижению цен на него. А поскольку СПГ самым существенным образом влияет на газовое ценообразование в ЕС, то это самым непосредственным образом отразится на ценах на газ в регионе.

Согласно исследованию, все страны ЕС будут извлекать выгоду от "Северного потока — 2" из-за эффекта цен на сжиженный газ, включая центрально- и южноевропейские страны при разных сценариях развития спроса на СПГ.

Ожидается, что производство природного газа в ЕС уменьшится к 2030 году, тогда как спрос на газ лишь немного сократится. Поскольку импорт газа из Норвегии и Северной Африки может снизиться, в результате будущий разрыв в поставках может быть покрыт за счёт сочетания импорта СПГ и дополнительных объёмов газа из России.

"Северный поток — 2" как раз и предлагает дополнительные объёмы российского газа европейскому рынку.

В исследовании EWI говорится о снижении цен на газ для конечных потребителей в Европе в зависимости от сценариев развития рынка СПГ в регионе и при условии реализации проекта строительства газопровода "Северный поток — 2".

— Мы не знаем развития глобальных рынков СПГ и импортных цен на СПГ в ближайшие десятилетия, — признаёт руководитель исследования и управляющий директор EWI R & S Харальд Хеккинг. — Но мы знаем, что конкуренция среди источников поставок газа снизит цены на газ для стран — членов ЕС. "Северный поток — 2" снижает затраты на экспорт российского газа в Европу, что делает российский газ более конкурентоспособным. Дешёвый российский газ не только снижает цены на СПГ, но и создаёт альтернативу импорту СПГ во времена жёсткой конкуренции на глобальных рынках.

Так, если на рынке будет существовать низкий спрос на СПГ,  то из-за конкуренции между поставщиками сжиженного и трубопроводного газа цены на газ снизятся на  4–13 % к 2020 году при наличии "Северного потока — 2". Экономия конечных потребителей в Европе  от снижения составит 7,9 млрд евро в 2020 году.

Если же спрос на СПГ будет высокий, то эффект от "Северного потока — 2" будет ещё больше. Цена  на газ снизится на 12–32 %, а экономия потребителей вырастет в 2020 году до 24,4 млрд евро. 

Результаты исследования показывают, что, учитывая сравнительно низкий мировой спрос на СПГ, оптовые цены на газ в среднем будут на уровне 1,6 евро / МВтч, или на 8% ниже в 2020 году, если "Северный поток — 2" будет построен, по сравнению со сценарием без "Северного потока — 2". В 2020 году, по расчётам EWI, конечные потребители в ЕС будут платить на 7,9 млрд евро меньше за свой газ (при построенном газопроводе "Северный поток — 2") при низком спросе на СПГ. Прогнозируя высокий глобальный спрос на сжиженный газ, исследователи указывают, что "Северный поток — 2" позволит сэкономить в 2020 году странам  ЕС в три раза больше — 24,4 млрд евро.

Исследователи составили матрицы прогноза газовой экономии на 2025 и 2030 годы. Согласно их расчётам, европейские потребители в случае высокого спроса на СПГ смогут сэкономить на газе  34,8 и 26,9 млрд евро, а в случае низкого спроса — 12,9 и 9,7 млрд евро соответственно.

Отдельно исследователи подсчитали экономический эффект для Польши от "Северного потока — 2". Он колеблется в диапазоне от 4 млн до 1,3 млрд евро в 2020 году.

Эксперты, опрошенные Лайфом, согласны с логикой немецких исследователей.

— Не вдаваясь в цифры, которые требуют проверки методологии расчётов, можно согласиться с их выводами. "Северный поток — 2" позволит усилить конкуренцию на газовых рынках ЕС. Ведь это возможность дополнительного маршрута для получения газа. В случае роста спроса или ограничения поставок из других источников в Европу и отсутствия "Северного потока — 2" европейцы не смогут нарастить оперативно закупки газа. Это приведёт к росту цен на хабовых площадках, которые сейчас являются определяющими для внутриевропейского ценообразования. Поставки внутри Европы ориентируются на цены хабов, — прокомментировал Лайфу заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Преподаватель финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков соглашается с выводами исследования. — Чем больше приходит газа из России, тем больше он вытесняет другой газ на спотовые рынки из долгосрочных контрактов. Другим поставщикам придётся снижать цены до уровня "Газпрома", чтобы с ним конкурировать, — прокомментировал Лайфу Игорь Юшков.

Сейчас так и происходит. Топливная конкуренция очень высокая — дешёвый газ вытесняет угольную и возобновляемую энергетику, а, кроме того, дешёвый газ "Газпрома" не даёт продаваться СПГ, потому что тот более дорогой и его менее охотно берут в Европе, — сказал Лайфу преподаватель финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков. "Северный поток — 2", газопровод протяженностью 1220 км и мощностью 55 млрд куб. м в год, напрямую свяжет российскую ресурсную базу и европейских потребителей через Балтийское море от побережья России до Грайфсвальда в Германии. Строительство газопровода начнётся в 2018 году и завершится в конце 2019 года.

Автор: Эльдар Ахмадиев

Источник: Life.Ru, 22.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики