Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польская дилемма: альтернативой российского газа является "украинский" реверс

Польская дилемма: альтернативой российского газа является "украинский" реверс

Одним из наиболее популярных популистских трендов в современной Европе является достижение «энергетической независимости» от России, причем наиболее последовательными сторонниками этой идеи кроме Европейской комиссии являются Польша и государства Прибалтики.

Поляки продолжают заниматься популизмом

И в этом плане логичным выглядит последнее заявление министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского о том, что Варшава собирается стать независимым от российского природного газа государством к 2022 году.
 
При этом, Варшава совершенно не скрывает, что хочет сделать это не по экономическим, а по политическим причинам. В этом заявлении Ващиковского есть и конкретный тезис о том, что Варшава желает, подобным образом, избежать политически мотивированных действий России.
 
Другой вопрос, что вряд ли Варшава сможет этого добиться, поскольку в качестве альтернативы газу и России Ващиковский привел терминал по приему СПГ в Свиноуйсьце и проект Baltic Pipe, т.е. газопровод по дну Балтийского моря из Дании в Польшу для доставки норвежского газа.
 
Что касается доставки СПГ, то здесь все понятно – такой газ получается гораздо дороже той продукции, которую поставляет в Польшу «Газпром», а если говорить о Baltic Pipe, то нельзя забывать о том, что в Норвегии идет стагнация добычи и вряд ли у нее хватит дешевого газа и на польских потребителей.
 
Все это позволяет нам сделать вывод, что правящее в Польше правительство партии «Право и справедливость» в очередной раз занимается откровенным популизмом, который, естественно, полностью оторван от реальности.

С точки зрения экономики Польша не сможет отказаться от российского газа

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что подобные заявления от Польши слышатся давно, но это не мешает Варшаве продолжать прилежно закупать у «Газпрома» природный газ.
 
«Потребление природного газа в Польше составляет 17 млрд кубометров в год, из них 10 Варшава закупает у «Газпрома». Есть там и собственная добыча, которая составляет порядка 4 млрд кубов в год, а остальное приходится на виртуальный реверс из Германии по украинскому образцу и на этот СПГ-терминал, о котором упомянул в своем заявлении Ващиковский», - констатирует Митрахович.
 
При этом, СПГ-терминал в Свиноуйсьце является нерентабельным, вследствие чего он загружен менее, чем на 1 млрд кубометров из заложенных в этом проекте суммарных 5 млрд кубометров.
 
«В ближайшее время такие закупки будут Польшей увеличены, но, несмотря на это, есть уверенность, что даже до половины мощностей СПГ-терминала в Свиноуйсьце они не дойдут по банальным экономическим причинам», - заключает Митрахович.

Несмотря на свои заявления, Польша продолжает закупать газ у России

Впрочем, даже если Польша увеличит виртуальный реверс из Германии, который в действительности будет все тем же российским газом, и увеличит проходимость своего СПГ-терминала, она не сможет снизить свои формальные закупки у России до нуля. Этот попросту невозможно, даже в том случае, если будет реализован газопроводный проект Baltic Pipe, в чем также есть очень серьезные сомнения.
 
К тому же, не надо забывать, что такая риторика в Польше появилась не сегодня – в частности, об этом говорила и предыдущая правящая польская партия «Гражданская платформа», но к какому-либо результату это не привело, если не брать абсурдные заявления партии «Право и справедливость».
 
«Здесь нельзя забывать про тот момент, что актуальный опыт Польши показывает, что эта страна не уменьшила, а, наоборот, увеличила свои закупки газа у «Газпрома». Об этом говорит рыночная динамика за последние календарные годы», - резюмирует Митрахович.
 
По мнению Станислава Павловича, очень сложно предположить, что рыночная ситуация на польском рынке газа за пять лет сможет так кардинально измениться, как сегодня утверждает глава польского МИД – просто для этого нет ни экономических, ни инфраструктурных оснований.

Экономика на дистанции всегда победит политику

«Даже чисто теоретически – Польше для этого нужно будет серьезно подтянуть свою инфраструктуру. Например, увеличить пропускную способность терминала в Свиноуйсьце и начать закупать реверсный газ в еще большем объеме, чем Украина, но это будет таким экономическим абсурдом, что очевидно – рачительные поляки никогда не пойдут на подобные меры», - констатирует Митрахович.
 
Тем более, в риторике Польши по российскому газу нет ничего оригинального – точно также высказываются и многие другие страны Евросоюза, но это ни к чему на практике не приводит, хотя бы потому, что поставки «Газпрома» на европейский рынок постоянно увеличиваются.
 
«Например, Литва начала закупать газ в СПГ-терминале в Клайпеде по откровенно невыгодным для литовской экономики ценам. Просто местное правительство приняло такое решение, и действительно, нельзя исключать, что точно также могут поступить и правительства других европейских стран, но все равно это не приведет к снижению суммарного объема экспорта российского газа в Евросоюз», - констатирует Митрахович.
 
Причина этого крайне банальна: кроме России Евросоюзу неоткуда брать природный газ – по крайней мере, на приемлемых экономических условиях.
 
«В этом плане СПГ-терминал в Синоуйсьце совершенно невыгоден польской экономике и хотя он был построен, этот проект не развивается до каких-то существенных размеров, чтобы играть значительную роль в рамках польского энергобаланса», - заключает Митрахович.
 
Все это, как замечает эксперт, говорит о том, что экономическая целесообразность продолжает перевешивать все эти странные планы политического характера.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики