Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Правительство РФ приняло решение повысить акцизы на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Деньги пойдут на завершение строительства трассы «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининградской области. О том, насколько в итоге подорожает 92-й ли 95-й бензин, пока говорить рано, однако уже вполне ясно, что мера не только приведет к подорожанию топлива, но и спровоцирует рост инфляции.

Тихий год

В этом году повышения акциза не было, в отличие от 2016 года, когда акциз дорожал дважды. И вот после долгих раздумий правительство снова решилось на непопулярную меру — в 2018 году намечается двухступенчатое повышение акциза по 50 копеек. С одной стороны, это копейки, с другой — даже копейки отражаются на ценах на бензин, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на потребителей.

Хотя инфляционные ожидания в 2017 году умеренные — можем уложиться в 4% (а на 2018 — схожие ориентиры), регуляторы (ФАС, Минэнерго) настаивают на том, чтобы цены на топливо не выходили за рамки инфляции. Однако удерживать рост цен на топливо вряд ли удастся в таком коридоре. Например, в этом году цены на бензин и дизельное топливо неуклонно растут и существенно обгоняют инфляцию. В 2018 году мы, вероятно, увидим продолжение этой тенденции.

Причем рост цен на бензин может спровоцировать разгон инфляции. Парадокс в том, что задача правительства — сдерживание инфляции и ее обуздание, а повышение акцизов создает почву для роста цен. С одной стороны, правительство соберет дополнительные 40-60 млрд руб. в дорожные фонды, с другой — породит массу проблем, в первую очередь, связанных с ростом цен.

Политический выбор

Однако бензин, по всей видимости, подорожает не сразу. Поскольку в марте 2018 года в России пройдут выборы президента, с января, скорее всего, будет действовать негласный мораторий на повышение цен. Но после выборов «отыгрыш» неминуем.
Сколько будет стоить бензин в перспективе, сказать сложно. До девальвации рубля цены за литр бензина стремились к доллару. В долгосрочной перспективе мы снова увидим это движение. Устойчивый тренд на рост топливных цен на внутреннем рынке незыблем. Помимо внутренних причин, у нефтяников всегда есть прикрытие в виде мировой конъюнктуры. «Цены на нефть растут, мы связаны с мировыми ценами, поэтому на внутреннем рынке у нас тоже рост», — говорят они.

Эта логика не работает в обратном направлении — когда цены кратно падали, мы не видели отыгрыша в рознице. Но этот парадокс легко объясним — на рынке сложилась олигополия — доминируют несколько крупных игроков. И хотя за картели у нас предусмотрено наказание, пока все расследования на этот счет заканчиваются в самом строгом случае оборотными штрафами и исключительно для региональных «дочек» вертикально интегрированных нефтекомпаний.

Пережиток прошлого

Вопрос о том, как защитить в этих условиях потребителя, пока остается без ответа. В принципе можно увязать акциз с транспортным налогом. Если мы заложим транспортный налог в акциз, а транспортный налог как пережиток отменим, потребитель хотя бы будет видеть смысл в повышении цен на бензин — больше ездишь, больше платишь. Это будет хорошим социальным послаблением для населения под выборы. Однако пока автовладельцам рассчитывать на такую преференцию преждевременно.

Даже при повышении цены на 92 бензин до 40 рублей за литр или преодоления 95 бензином психологического порога в 45, конечно, ездить не перестанут. Но в долгосрочной перспективе повышение цен на бензин станет дополнительным стимулом для отказа от автомобиля (наряду с дешевеющим такси, дискомфортом, который создают автомобилистам в мегаполисах, развитием общественного транспорта и т. д.). Однако когда нефтяники заметят это, они начнут регулировать цену на сбыте и проводить стимулирующие акции. Поможет ли это поддержать спрос — большой вопрос.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: РБК Санкт-Петербург, 27.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики