Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Неминуемый разгон: куда бегут цены на бензин

Правительство РФ приняло решение повысить акцизы на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Деньги пойдут на завершение строительства трассы «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининградской области. О том, насколько в итоге подорожает 92-й ли 95-й бензин, пока говорить рано, однако уже вполне ясно, что мера не только приведет к подорожанию топлива, но и спровоцирует рост инфляции.

Тихий год

В этом году повышения акциза не было, в отличие от 2016 года, когда акциз дорожал дважды. И вот после долгих раздумий правительство снова решилось на непопулярную меру — в 2018 году намечается двухступенчатое повышение акциза по 50 копеек. С одной стороны, это копейки, с другой — даже копейки отражаются на ценах на бензин, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на потребителей.

Хотя инфляционные ожидания в 2017 году умеренные — можем уложиться в 4% (а на 2018 — схожие ориентиры), регуляторы (ФАС, Минэнерго) настаивают на том, чтобы цены на топливо не выходили за рамки инфляции. Однако удерживать рост цен на топливо вряд ли удастся в таком коридоре. Например, в этом году цены на бензин и дизельное топливо неуклонно растут и существенно обгоняют инфляцию. В 2018 году мы, вероятно, увидим продолжение этой тенденции.

Причем рост цен на бензин может спровоцировать разгон инфляции. Парадокс в том, что задача правительства — сдерживание инфляции и ее обуздание, а повышение акцизов создает почву для роста цен. С одной стороны, правительство соберет дополнительные 40-60 млрд руб. в дорожные фонды, с другой — породит массу проблем, в первую очередь, связанных с ростом цен.

Политический выбор

Однако бензин, по всей видимости, подорожает не сразу. Поскольку в марте 2018 года в России пройдут выборы президента, с января, скорее всего, будет действовать негласный мораторий на повышение цен. Но после выборов «отыгрыш» неминуем.
Сколько будет стоить бензин в перспективе, сказать сложно. До девальвации рубля цены за литр бензина стремились к доллару. В долгосрочной перспективе мы снова увидим это движение. Устойчивый тренд на рост топливных цен на внутреннем рынке незыблем. Помимо внутренних причин, у нефтяников всегда есть прикрытие в виде мировой конъюнктуры. «Цены на нефть растут, мы связаны с мировыми ценами, поэтому на внутреннем рынке у нас тоже рост», — говорят они.

Эта логика не работает в обратном направлении — когда цены кратно падали, мы не видели отыгрыша в рознице. Но этот парадокс легко объясним — на рынке сложилась олигополия — доминируют несколько крупных игроков. И хотя за картели у нас предусмотрено наказание, пока все расследования на этот счет заканчиваются в самом строгом случае оборотными штрафами и исключительно для региональных «дочек» вертикально интегрированных нефтекомпаний.

Пережиток прошлого

Вопрос о том, как защитить в этих условиях потребителя, пока остается без ответа. В принципе можно увязать акциз с транспортным налогом. Если мы заложим транспортный налог в акциз, а транспортный налог как пережиток отменим, потребитель хотя бы будет видеть смысл в повышении цен на бензин — больше ездишь, больше платишь. Это будет хорошим социальным послаблением для населения под выборы. Однако пока автовладельцам рассчитывать на такую преференцию преждевременно.

Даже при повышении цены на 92 бензин до 40 рублей за литр или преодоления 95 бензином психологического порога в 45, конечно, ездить не перестанут. Но в долгосрочной перспективе повышение цен на бензин станет дополнительным стимулом для отказа от автомобиля (наряду с дешевеющим такси, дискомфортом, который создают автомобилистам в мегаполисах, развитием общественного транспорта и т. д.). Однако когда нефтяники заметят это, они начнут регулировать цену на сбыте и проводить стимулирующие акции. Поможет ли это поддержать спрос — большой вопрос.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: РБК Санкт-Петербург, 27.09.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики