Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговорами по газу с Россией и Украиной ЕС страхуется от зимних «сюрпризов» Киева

Переговорами по газу с Россией и Украиной ЕС страхуется от зимних «сюрпризов» Киева

Трехсторонние переговоры России и Украины по газу, предлагаемые Еврокомиссией (ЕК), нужны в первую очередь самой Европе - из-за опасений, связанных с грядущей зимой. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Трехсторонние переговоры между Россией и Украиной с участием Европы изначально были антикризисной мерой. Когда Киев и Москва начали выяснять "газовые отношения" между собой, в ЕС поняли – это может кончиться плохо для Евросоюза. Европа заинтересована в российском газе, поставки идут через Украину – опасения вполне понятны.
 
Такой формат диалога очень пригодился, когда возникла угроза несанкционированного отбора транзитного газа Украиной. А когда в 2014 году Москва убрала "политические скидки" для Киева, оставив только контрактную цену, тот продолжал платить по прежней – 216 долларов вместо 470. Намечался кризис, и только в трехстороннем формате удалось его урегулировать", - подчеркивает специалист.
 
Сегодня представитель ЕК Анна-Кайса Итконен заявила, что Еврокомиссия готова к трехсторонним переговорам по газу в формате ЕС-РФ-Украина, однако Москва и Киев еще не запрашивали проведение очередной встречи. "Еврокомиссия как обычно готова действовать в роли посредника на газовых переговорах между Россией и Украиной, если такая просьба поступит", - сказала она. В последний раз такая встреча состоялась в декабре 2016-го и была рекордно короткой, продлившись всего три часа.
 
"Сегодня у России нет надобности в трехстороннем диалоге по газу. Украина же закачала в хранилища достаточные объемы топлива для прохождения зимы и вообще напрямую у РФ газ не покупает, так что тоже во встречах не нуждается. Зато переговоры в таком формате нужны Европе – в свете предстоящей зимы ЕС ищет уверенности, что конфликт РФ и Украины не сорвет поставки в холодный сезон", - отмечает эксперт.

РФ с Украиной тет-а-тет не поговорит

Трехсторонние переговоры по газу в формате ЕС-РФ-Украина впервые прошли в 2014 году и были призваны снять напряжение в отношениях. Киев старался выторговать существенные скидки со стороны Москвы на газ и изменение контракта в свою пользу в обмен лишь на собственное согласие газ покупать. Москва логично заявляла, что в свете нынешних межгосударственных отношений возможности снизить цену она не видит, а Украина обязана придерживаться подписанных ею же договоренностей.
 
При этом, как известно, Антимонопольный комитет Украины наложил штраф на "Газпром" в сумме 6,6 млрд долларов и сейчас через суд пытается получить эти деньги на украинской территории. Российскому монополисту вменяется пользование "единоличным образом" украинской газотранспортной системой. При этом у системы исторически был только один клиент в лице российской компании. А "Газпром" перекачивает газ в Европу на основании контрактов, официально подписанных украинскими властями, и ответственность за поставку по Украине несет Киев.
 
"Возможно, по просьбе Европы Москва сейчас и пойдет на трехсторонние переговоры, но это не значит, что ЕС попытается урегулировать российско-украинский газовый спор – Брюссель действует только в собственных интересах. При этом Москва вообще ни в каком формате больше не намерена говорить с Киевом в двустороннем формате – минимум с участием Европы или США, при этом чтобы каждая договоренность подкреплялась обязательствами гарантов.
 
Потому, скорее всего, все переговоры РФ с Украиной в ближайшие годы будут вестись в трехстороннем формате, где третьим будет международный судебный арбитраж. Для Европы же со стороны РФ на сегодняшний день угроз в срыве поставок нет, о чем Москва регулярно заявляет. И гарантии, что наступающий сезон холодов обойдется без сюрпризов, Брюсселю нужно искать прежде всего в Киеве", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 28.09.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики