Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговорами по газу с Россией и Украиной ЕС страхуется от зимних «сюрпризов» Киева

Переговорами по газу с Россией и Украиной ЕС страхуется от зимних «сюрпризов» Киева

Трехсторонние переговоры России и Украины по газу, предлагаемые Еврокомиссией (ЕК), нужны в первую очередь самой Европе - из-за опасений, связанных с грядущей зимой. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Трехсторонние переговоры между Россией и Украиной с участием Европы изначально были антикризисной мерой. Когда Киев и Москва начали выяснять "газовые отношения" между собой, в ЕС поняли – это может кончиться плохо для Евросоюза. Европа заинтересована в российском газе, поставки идут через Украину – опасения вполне понятны.
 
Такой формат диалога очень пригодился, когда возникла угроза несанкционированного отбора транзитного газа Украиной. А когда в 2014 году Москва убрала "политические скидки" для Киева, оставив только контрактную цену, тот продолжал платить по прежней – 216 долларов вместо 470. Намечался кризис, и только в трехстороннем формате удалось его урегулировать", - подчеркивает специалист.
 
Сегодня представитель ЕК Анна-Кайса Итконен заявила, что Еврокомиссия готова к трехсторонним переговорам по газу в формате ЕС-РФ-Украина, однако Москва и Киев еще не запрашивали проведение очередной встречи. "Еврокомиссия как обычно готова действовать в роли посредника на газовых переговорах между Россией и Украиной, если такая просьба поступит", - сказала она. В последний раз такая встреча состоялась в декабре 2016-го и была рекордно короткой, продлившись всего три часа.
 
"Сегодня у России нет надобности в трехстороннем диалоге по газу. Украина же закачала в хранилища достаточные объемы топлива для прохождения зимы и вообще напрямую у РФ газ не покупает, так что тоже во встречах не нуждается. Зато переговоры в таком формате нужны Европе – в свете предстоящей зимы ЕС ищет уверенности, что конфликт РФ и Украины не сорвет поставки в холодный сезон", - отмечает эксперт.

РФ с Украиной тет-а-тет не поговорит

Трехсторонние переговоры по газу в формате ЕС-РФ-Украина впервые прошли в 2014 году и были призваны снять напряжение в отношениях. Киев старался выторговать существенные скидки со стороны Москвы на газ и изменение контракта в свою пользу в обмен лишь на собственное согласие газ покупать. Москва логично заявляла, что в свете нынешних межгосударственных отношений возможности снизить цену она не видит, а Украина обязана придерживаться подписанных ею же договоренностей.
 
При этом, как известно, Антимонопольный комитет Украины наложил штраф на "Газпром" в сумме 6,6 млрд долларов и сейчас через суд пытается получить эти деньги на украинской территории. Российскому монополисту вменяется пользование "единоличным образом" украинской газотранспортной системой. При этом у системы исторически был только один клиент в лице российской компании. А "Газпром" перекачивает газ в Европу на основании контрактов, официально подписанных украинскими властями, и ответственность за поставку по Украине несет Киев.
 
"Возможно, по просьбе Европы Москва сейчас и пойдет на трехсторонние переговоры, но это не значит, что ЕС попытается урегулировать российско-украинский газовый спор – Брюссель действует только в собственных интересах. При этом Москва вообще ни в каком формате больше не намерена говорить с Киевом в двустороннем формате – минимум с участием Европы или США, при этом чтобы каждая договоренность подкреплялась обязательствами гарантов.
 
Потому, скорее всего, все переговоры РФ с Украиной в ближайшие годы будут вестись в трехстороннем формате, где третьим будет международный судебный арбитраж. Для Европы же со стороны РФ на сегодняшний день угроз в срыве поставок нет, о чем Москва регулярно заявляет. И гарантии, что наступающий сезон холодов обойдется без сюрпризов, Брюсселю нужно искать прежде всего в Киеве", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 28.09.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики