Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курдской нефти объявят блокаду?

Курдской нефти объявят блокаду?

Власти Турции, Ирана и Ирака создали трехсторонний механизм для выработки мер реагирования на политику Иракского Курдистана, - заявил сегодня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

"Три страны вместе будут принимать решение относительно закрытия вентиля на нефтепроводе из Иракского Курдистана", - сказал Эрдоган, напомним, что Турция и Иран получают курдскую нефть, которая идет на экспорт через их территорию, передает турецкий телеканал NTV.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что, скорее всего, Турция и Иран не будут отказываться от прокачки курдской нефти, однако используют подобную возможность для укрепления собственных переговорных позиций.

"Если Турция пойдет на такой шаг, это будет большой удар по экономике иракских курдов, ведь альтернативным турецкому маршрутом является лишь экспорт нефти через территорию Ирака, который, в условиях прямого столкновения Багдада с Эрбилем, явно будет заблокирован. По сути, возможна полная блокада Курдистана и крах всей его экономики, построенной на нефтегазовом секторе. Вопрос в том, будет ли этот шаг совершен. У Турции давние, многолетние связи с Иракским Курдистаном, основные экономические выгоды от курдских проектов получает именно Анкара, и разрывать эти отношения турецким властям ни к чему", - в первую очередь обратил внимание он.

"Сейчас Анкара имеет претензии к Иракскому Курдистану не из-за самого проведения референдума о независимости, а из-за несогласованности этой акции с региональными державами, прежде всего с самой Турцией, то есть Курдистан не определил те рамки и правила, по которым будет сотрудничать с Турцией в новом статусе. Подобная постановка вопроса говорит о том, что текущий дипломатический конфликт между Курдистаном и Турцией можно решить, и не факт, что Анкара пойдет на топливную блокаду. Напротив, подобными заявлениями Турция хочет улучшить свои начальные переговорные позиции, и чем больше Анкара будет давить на Эрбиль, тем лучше будут ее позиции за переговорным столом. То есть это не ультиматум, а подготовка к переговорам", - считает Игорь Юшков.

Если же подобная блокада действительно будет введена, это приведет к одномоментному росту цен на нефть. "Уже сама новость о блокаде Курдистана будет воспринята трейдерами как сигнал скупать фьючерсы, а те от этого подорожают. Не исключаю, что цена барреля взлетит на 3-4$ в течение нескольких дней. На физическом рынке нефти это отразится слабо, так как дефицита топлива в регионе не возникнет, но рынок все равно прореагирует на это ярко, сравнимо с реакцией на заключение соглашения ОПЕК+. Рынок довольно психологичен, даже если нехватки нефти в глобальном масштабе это не создаст", - сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ.

Директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, напротив, допустил блокаду курдской нефти. "С 1974 года, когда был построен первый иракский экспортный трубопровод в Европу "Киркук-Джейхан", он оставался оптимальным вариантом поставок иракской нефти в западном направлении. Все это время он приносил хорошие деньги иракскому правительству, а с 2009 года – Иракскому Курдистану. Сейчас, после референдума, турецкий лидер провел ряд консультаций с Багдадом и Тегераном о том, чтобы ни Иран, ни Турция, ни соседние страны не пострадали в плане национальных интересов в результате возможного появления нового государства. Еще до референдума Эрдоган открыто говорил, что вентиль иракской нефти в его руках, и он сделает все возможное, чтобы Эрбиль остался без нефтяных доходов. И здесь вполне вероятен такой вариант, что при экспорте нефти деньги будут поступать не в Эрбиль, а в Багдад", - предположил он.

Ильхам Шабан также отметил, что блокада курдской нефти окажет только психологическое влияние на рынки. "Максимальный суточный объем экспорта из Северного Ирака – это 500-600 тыс баррелей в сутки, то есть объемы небольшие. Однако, учитывая, что именно на иракскую нефть настраивались многие НПЗ Европы, охотно покупая высококачественную нефть из Киркука, блокада станет одним из элементов подогрева нефтяных цен. Для тех стран, чья экономика зависит от нефти, я бы назвал это хорошей новостью, потому что тогда цена на нефть будет расти", - заключил директор бакинского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel.

Вопрос об экономических санкциях в отношении Иракского Курдистана был поднят Турцией после референдума о независимости, который прошел 25 сентября, и одной из таких мер противодействия станет остановка прокачки нефти по трубопроводу Киркук-Джейхан.

В Эрбиле заявили о готовности заморозить итоги плебисцита на два года и начать диалог с Багдадом для разрешения противоречий, однако федеральные власти отказались от переговоров до отмены результатов референдума. Против плебисцита, помимо самих центральных иракских властей, выступили многие государства, и в первую очередь соседи - Иран и Турция. 

Источник: Вестник Кавказа, 05.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики