Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Слова Грефа о «новом угле» отсылают к фильму «Назад в будущее»

Слова Грефа о «новом угле» отсылают к фильму «Назад в будущее»

 
Прогноз главы Сбербанка Германа Грефа о скором повсеместном распространении электромобилей и окончании нефтяной эры можно сравнить с сюжетом фильма «Назад в будущее», когда Марти Макфлая в 2017 году окружают летающие автомобили и скейты, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Нефть как «новый уголь» 

В рамках форума «Российская энергетическая неделя» глава Сбербанка Герман Греф заявил, что нефть может стать «новым углем» в течение последующих 20 лет. По его словам, сегодня 57% потребления нашей нефти приходятся на транспорт, но массовое производство таких электромобилей как Tesla 3 раз и навсегда уронит нефтяные котировки. В качестве аргумента Греф приводит прогноз МВФ, согласно которому к 2040 году баррель нефти будет стоить в районе 15 долларов.
 
«Глава Сбербанка демонстрирует фанатичную приверженность хай-тек технологиям, но когда он пытается убедить в окончании эры углеводородов, его аргументы дают обратный эффект. О том, что угольная эра закончилась, говорят уже лет 40, если не больше. Но уголь сохраняет свои позиции, и только недавно в глобальном масштабе темпы роста угольной генерации прекратились. На угле сидит весь мир, в том числе прогрессивный Евросоюз.
 
Господину Грефу хотелось бы здесь порекомендовать обратить внимание и на пути развития традиционной энергетики. А что там происходит? Европейцы до сих пор не отказались от угля, хотя у них и есть планы сокращать его потребление. Более того, в реальности они наоборот совершенствуют угольные электростанции, устанавливая туда дополнительные фильтры, чтобы снижать экологические последствия их работы — долю выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ», — комментирует ФБА «Экономика сегодня» Юшков

Технология «старт-стоп» 

Что касается рынка автомобильного топлива, то сейчас нефть действительно используется в основном для того, чтобы заправлять автомобили — из нее делают дизель и бензин. Но как отмечает эксперт, и здесь продолжается развитие, например, мы видим усовершенствование двигателей внутреннего сгорания. Иными словами, хотя бензин и остается основным видом топлива, но при этом двигатели становятся более эффективными — внедряется технология «старт-стоп», когда при остановке на светофоре двигатель глохнет, а при нажатии педали газа автоматически заводится.
 
«Если раньше требовалось 20 литров бензина на 100 км, то теперь достаточно всего 5 литров. В этом направлении идет основное развитие. Конечно, электромобили со временем обязательно займут некий сегмент рынка, но тут возникает другой вопрос, о котором Греф даже не упомянул. Откуда берется электричество? В основном как раз из угольной и газовой генерации, и только минимальная доля здесь остается за возобновляемыми источниками энергии. ВИЭ же вообще отдельно от традиционной энергетики существовать не могут. На современном этапе развития технологий они являются только добавочным звеном к традиционной энергетике.

Как в фильме „Назад в будущее“ 

Прогноз о скором повсеместном распространении электромобилей и окончании нефтяной эры можно сравнить с сюжетом фильма „Назад в будущее“, когда Марти Макфлая в 2017 году окружают летающие автомобили и скейты. Я думаю, что нефть не сбавит своих позиций к 2040 году. Более того, если она будет дешеветь, то спрос будет только повышаться, потому что в России, Индии и Китае и других развивающихся странах объемы автомобилизации еще крайне малы. Если же все они пересядут на авто, то потребление нефтепродуктов колоссально возрастет», — продолжает эксперт.
 
Но даже если развитие элетромобилестроения пойдет по другому сценарию, то ухода нефти с рынка в 2040 году ждать все равно не стоит. Как отмечает Игорь Юшков, те позиции, которые нефть потеряет на авторынке, она легко отыграет в нефтехимии. Нефть активно используется при создании пластика, композитных материалов, красок и всего остального, поэтому со временем она все больше будет уходить в сегмент переработки.
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 06.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики