Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Слова Грефа о «новом угле» отсылают к фильму «Назад в будущее»

Слова Грефа о «новом угле» отсылают к фильму «Назад в будущее»

 
Прогноз главы Сбербанка Германа Грефа о скором повсеместном распространении электромобилей и окончании нефтяной эры можно сравнить с сюжетом фильма «Назад в будущее», когда Марти Макфлая в 2017 году окружают летающие автомобили и скейты, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Нефть как «новый уголь» 

В рамках форума «Российская энергетическая неделя» глава Сбербанка Герман Греф заявил, что нефть может стать «новым углем» в течение последующих 20 лет. По его словам, сегодня 57% потребления нашей нефти приходятся на транспорт, но массовое производство таких электромобилей как Tesla 3 раз и навсегда уронит нефтяные котировки. В качестве аргумента Греф приводит прогноз МВФ, согласно которому к 2040 году баррель нефти будет стоить в районе 15 долларов.
 
«Глава Сбербанка демонстрирует фанатичную приверженность хай-тек технологиям, но когда он пытается убедить в окончании эры углеводородов, его аргументы дают обратный эффект. О том, что угольная эра закончилась, говорят уже лет 40, если не больше. Но уголь сохраняет свои позиции, и только недавно в глобальном масштабе темпы роста угольной генерации прекратились. На угле сидит весь мир, в том числе прогрессивный Евросоюз.
 
Господину Грефу хотелось бы здесь порекомендовать обратить внимание и на пути развития традиционной энергетики. А что там происходит? Европейцы до сих пор не отказались от угля, хотя у них и есть планы сокращать его потребление. Более того, в реальности они наоборот совершенствуют угольные электростанции, устанавливая туда дополнительные фильтры, чтобы снижать экологические последствия их работы — долю выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ», — комментирует ФБА «Экономика сегодня» Юшков

Технология «старт-стоп» 

Что касается рынка автомобильного топлива, то сейчас нефть действительно используется в основном для того, чтобы заправлять автомобили — из нее делают дизель и бензин. Но как отмечает эксперт, и здесь продолжается развитие, например, мы видим усовершенствование двигателей внутреннего сгорания. Иными словами, хотя бензин и остается основным видом топлива, но при этом двигатели становятся более эффективными — внедряется технология «старт-стоп», когда при остановке на светофоре двигатель глохнет, а при нажатии педали газа автоматически заводится.
 
«Если раньше требовалось 20 литров бензина на 100 км, то теперь достаточно всего 5 литров. В этом направлении идет основное развитие. Конечно, электромобили со временем обязательно займут некий сегмент рынка, но тут возникает другой вопрос, о котором Греф даже не упомянул. Откуда берется электричество? В основном как раз из угольной и газовой генерации, и только минимальная доля здесь остается за возобновляемыми источниками энергии. ВИЭ же вообще отдельно от традиционной энергетики существовать не могут. На современном этапе развития технологий они являются только добавочным звеном к традиционной энергетике.

Как в фильме „Назад в будущее“ 

Прогноз о скором повсеместном распространении электромобилей и окончании нефтяной эры можно сравнить с сюжетом фильма „Назад в будущее“, когда Марти Макфлая в 2017 году окружают летающие автомобили и скейты. Я думаю, что нефть не сбавит своих позиций к 2040 году. Более того, если она будет дешеветь, то спрос будет только повышаться, потому что в России, Индии и Китае и других развивающихся странах объемы автомобилизации еще крайне малы. Если же все они пересядут на авто, то потребление нефтепродуктов колоссально возрастет», — продолжает эксперт.
 
Но даже если развитие элетромобилестроения пойдет по другому сценарию, то ухода нефти с рынка в 2040 году ждать все равно не стоит. Как отмечает Игорь Юшков, те позиции, которые нефть потеряет на авторынке, она легко отыграет в нефтехимии. Нефть активно используется при создании пластика, композитных материалов, красок и всего остального, поэтому со временем она все больше будет уходить в сегмент переработки.
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 06.10.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики