Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эр-Рияд изобрел способ, как поднять цены на нефть: надолго ли?

Эр-Рияд изобрел способ, как поднять цены на нефть: надолго ли?

Нынешние цены на «черное золото» не устраивают Эр-Рияд и Саудовская Аравия опробует новые технологии повышения цен на нефть. В них, похоже, готовы задействовать даже саудовских женщин, которым не так давно разрешили сесть за руль.

Понять желание крупнейшего добытчика повысить цены на нефть можно. 90% бюджета страны состоит из нефтяных доходов, а низкая цена на нефть привела к тому, что в последние два года снижение ВВП составляло не менее 13% в год. Соглашение же о «заморозке» добычи не принесло желаемых результатов — значительного подорожания нефти. Связано это с тем, что экспорт нефти не снизился так, как добыча. Например, в части добывающих стран по разным причинам упало потребление и они экспортировали больше обычных объемов, распродавая нефть в том числе из запасов.

«В результате, распределение благ от небольшого повышения цены на нефть после „заморозки“ добычи оказалось несовсем справедливым», — отмечает заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков.

Сократили экспорт непропорционально снижению добычи и в самой Саудовской Аравии. EADaily уже сообщало об этом. Но обязательства Эр-Рияда по сокращению добычи были самыми большими и он, в любом случае, недополучил больше всех.

В сентябре Саудовская Аравия предложила ограничить экспорт вместо добычи. А вчера в министерстве энергетики, промышленности и минеральных ресурсов страны заявили, что Эр-Рияд рекордно сократит экспорт нефти в ноябре. Госкомпания Saudi Aramco снизит поставки на 560 тыс. баррелей в сутки — до 7,15 млн. Текущие запросы же от клиентов компании на ноябрь при этом якобы превышают 7,7 млн.

«Для роста цены на нефть ограничение экспорта, а не добычи, более выгодно», — считает замдиректора АКРА.

Однако выгодно ли это самой Саудовской Аравии? Вполне, если страна сумеет значительно увеличить спрос и переработку нефти внутри страны, что многим добывающим государствам сейчас не под силу, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. Тогда не придется снижать саму добычу.

То, что Саудовская Аравия намерена пойти этим путем, может свидетельствовать даже отмена запрета на вождение женщинами автомобилей. По данным консалтинговой группы Facts Global Energy, увеличение количества водителей в королевстве только на 10% за счет женщин приведет к росту потребления бензина на 60 тыс. баррелей в день в нефтяном эквиваленте. При этом Эр-Рияд продолжает осуществлять планы по расширению нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, что должно действительно значительно повысить внутренний спрос. Так, в Saudi Aramco заявляют, что ввод в эксплуатацию НПЗ «Джазан» c конца этого года потребует дополнительных 400 тыс. баррелей в сутки. А после визита короля Саудовской Аравии в Москву стало известно о том, что российский нефтехимический холдинг СИБУР планирует построить завод в королевстве стоимостью $ 1,1 млрд. 

Впрочем, как отмечает Игорь Юшков, все планы по увеличению внутреннего потребления в Саудовской Аравии будут иметь, скорее всего, долгосрочный эффект. О том, что нынешнее положение не позволяет быстро нарастить объемы, говорит и Василий Танурков. «Поэтому в краткосрочной перспективе я вижу за нышними предложениями Эр-Рияда и заявленным сокращением экспорта нефти в ноябре, скорее, игру вокруг выхода Saudi Aramco на IPO, — считает Игорь Юшков. — Вместе с ценой на нефть вырастет и капитализации госкомпании, после чего ее долю можно будет продать дороже». По разным оценкам, стоимость Saudi Aramco составляет $ 0,5−2 трлн, а на бирже в следующем году планируют продать до 5% госкомпании.

В пользу версии о попытке повлиять на цены сейчас говорит такой факт: аналитики заметили, что, на самом деле, экспорт нефти из Саудовской Аравии был и ниже в этом году, чем заявляют в Saudi Aramco. Поэтому заявление может быть пока лишь словесной интервенцией, чтобы уже сейчас повлиять на цену нефти. Ведь еще не факт, что на заседании ОПЕК 30 ноября другие члены картеля согласятся на сокращение экспорта, а не добычи. По крайней мере, в самом ОПЕК не строят иллюзий. Замдиректора АКРА Василий Танурков замечает при этом, что даже при успешных переговорах не все страны могут соблюдать договренности, как это уже было, а контролировать экспорт сложнее, чем добычу. Без реального сокращения экспорта же и балансировки спроса-предложения идея Саудовской Аравии так и останется словесной интервенцией, которая повлияет на цену на нефть лишь в краткосрочный период.

Источник: EADaily, 10.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики