Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев срывает стремления Еврокомиссии сохранить ему газовый транзит

Киев срывает стремления Еврокомиссии сохранить ему газовый транзит

Стремление Мароша Шефчовича в Еврокомиссии продолжить транзит газа через Украину после 2019 года ради энергобезопасности Европы, с любой точки зрения оборачиваются убытками Евросоюзу. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Логика у еврочиновника, что называется, убыточная для интересов Евросоюза в любом случае. Она не учитывает, что газотранспортная система (ГТС) Украины не ремонтировалась с советских времен, и даже руководство страны признает: такая ситуация создает риски для обеспечения газового транзита из Е в Европу уже сегодня. На модернизацию ГТС требуется порядка 10 млрд долларов, и не ясно, кто должен их заплатить.
 
„Газпрому“ дешевле построить за примерно те же деньги новые мощности, и вкладываться в инфраструктуру Украины он не станет. Очень сомнительно, чтобы на это выделил деньги Евросоюз. А если стоимость модернизации „зашить“ в тариф, то цена газа существенно вырастет для потребителя в Европе, что тоже никому не нужно. Более того, надежность такого транзитера, как Украина, давно под сомнением, и оставлять этот маршрут в приоритете для Европы, по-моему, неразумно», — отмечает эксперт.
 
Зампредседателя Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Марош Шефчович заявил, что Евросоюз хотел бы гарантировать продолжение транзита газа через Украину после 2019 года. По его словам, тогда Европа получит три маршрута доставки «голубого топлива» — газопроводы «Ямал», «Северный поток» и украинская ГТС. «Три лучше, чем два», — отметил еврочиновник, добавив: этот вопрос Еврокомиссия включает в мандат, который собирается получить для переговоров с РФ по «Северному потоку-2».
 
«Как известно, в 2019-м истекает срок действующего контракта на транзит между Киевом и „Газпромом“. Не дождавшись этого срока, Киев самовольно поднял цену транзита, за что сегодня идет разбирательство в международном арбитраже. Украинские власти надеются, что Вашингтон и Брюссель „продавят“ им сохранение газового транзита, а они при этом существенно взвинтят цену в новом контракте.
 
Но своими действиями Киев уже выставил себя ненадежным партнером в глазах Европы, полностью дискредитируя усилия Еврокомиссии, прилагаемые ему же на пользу. И с фанатичным упорством продолжает это делать: постоянные заявления украинских чиновников, что стоимость транзита будет в новом контракте пересмотрена в сторону повышения, укрепляют в ЕС убеждение, что столь дорогой газ им не нужен, а Киев в роли партнера несостоятелен», — подчеркивает аналитик.

Удел украинской трубы — «остаточный принцип»

О необходимости модернизации ГТС говорил еще украинский президент Виктор Янукович в 2011 году, когда еще велось строительство первой нитки «Северного потока». Для расчета стоимости привлекли независимых экспертов — на тот момент требовалось порядка 7 млрд долларов в течение нескольких лет. Сам ремонт должен был закончиться в 2017-2018 годах.
 
С тех пор владелец ГТС компания «Нафтогаз» тратил на ремонт в лучшем случае 20% от требуемой ежегодно суммы. В итоге система стала «сыпаться» быстрее, чем ее успевали латать, процесс деградации с течением времени ускоряется в арифметической прогрессии. В этом году с предупреждениями о возможных рисках при недофинансировании модернизации ГТС публично выступил и министр энергетики Украины Игорь Насалик. По его словам, система может физически не справиться с объемами прокачки газа из-за недостатка вложений.
 
«Как известно, сейчас Киев заявляет о возможности перекачивать 120 млрд кубометров газа в год, до недавнего времени реальный объем составлял около 80 млрд. Сейчас из-за растущих потребностей Европы он превысил 90 млрд кубометров. „Северный поток-2“ заберет из этого объема 55 млрд, „турецкий поток“ — еще 30 млрд кубометров. Возникает вопрос — как перегонять в Европу оставшиеся 10 миллиардов кубов?
 
Украинская ГТС после ввода в эксплуатацию российских газопроводов станет работать по остаточному принципу. Ее удел будет доставить 20 млрд кубометров ежегодно в Румынию и Молдавию, а также, возможно, объемы, с которыми не справятся „молодые“ трубопроводы. При этом цена газа, поставляемого через Украину, для европейского покупателя всегда будет выше, чем по другим газопроводам — последние используют более современное оборудование и при этом не требуется удовлетворять аппетиты Киева в транзитных доходах.
 
Заявления Шефчовича по украинскому транзиту — чистая политика, ничего не имеющая общего с выгодами или энергобезопасностью Евросоюза. Политика Киева и старая ГТС, наоборот, создают массу рисков и проблем там, где их нужно нивелировать. Потому едва ли Украине удастся сохранить объемы транзита после того, как проекты новых российских газопроводов будут реализованы», — заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 12.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики