Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев срывает стремления Еврокомиссии сохранить ему газовый транзит

Киев срывает стремления Еврокомиссии сохранить ему газовый транзит

Стремление Мароша Шефчовича в Еврокомиссии продолжить транзит газа через Украину после 2019 года ради энергобезопасности Европы, с любой точки зрения оборачиваются убытками Евросоюзу. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Логика у еврочиновника, что называется, убыточная для интересов Евросоюза в любом случае. Она не учитывает, что газотранспортная система (ГТС) Украины не ремонтировалась с советских времен, и даже руководство страны признает: такая ситуация создает риски для обеспечения газового транзита из Е в Европу уже сегодня. На модернизацию ГТС требуется порядка 10 млрд долларов, и не ясно, кто должен их заплатить.
 
„Газпрому“ дешевле построить за примерно те же деньги новые мощности, и вкладываться в инфраструктуру Украины он не станет. Очень сомнительно, чтобы на это выделил деньги Евросоюз. А если стоимость модернизации „зашить“ в тариф, то цена газа существенно вырастет для потребителя в Европе, что тоже никому не нужно. Более того, надежность такого транзитера, как Украина, давно под сомнением, и оставлять этот маршрут в приоритете для Европы, по-моему, неразумно», — отмечает эксперт.
 
Зампредседателя Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Марош Шефчович заявил, что Евросоюз хотел бы гарантировать продолжение транзита газа через Украину после 2019 года. По его словам, тогда Европа получит три маршрута доставки «голубого топлива» — газопроводы «Ямал», «Северный поток» и украинская ГТС. «Три лучше, чем два», — отметил еврочиновник, добавив: этот вопрос Еврокомиссия включает в мандат, который собирается получить для переговоров с РФ по «Северному потоку-2».
 
«Как известно, в 2019-м истекает срок действующего контракта на транзит между Киевом и „Газпромом“. Не дождавшись этого срока, Киев самовольно поднял цену транзита, за что сегодня идет разбирательство в международном арбитраже. Украинские власти надеются, что Вашингтон и Брюссель „продавят“ им сохранение газового транзита, а они при этом существенно взвинтят цену в новом контракте.
 
Но своими действиями Киев уже выставил себя ненадежным партнером в глазах Европы, полностью дискредитируя усилия Еврокомиссии, прилагаемые ему же на пользу. И с фанатичным упорством продолжает это делать: постоянные заявления украинских чиновников, что стоимость транзита будет в новом контракте пересмотрена в сторону повышения, укрепляют в ЕС убеждение, что столь дорогой газ им не нужен, а Киев в роли партнера несостоятелен», — подчеркивает аналитик.

Удел украинской трубы — «остаточный принцип»

О необходимости модернизации ГТС говорил еще украинский президент Виктор Янукович в 2011 году, когда еще велось строительство первой нитки «Северного потока». Для расчета стоимости привлекли независимых экспертов — на тот момент требовалось порядка 7 млрд долларов в течение нескольких лет. Сам ремонт должен был закончиться в 2017-2018 годах.
 
С тех пор владелец ГТС компания «Нафтогаз» тратил на ремонт в лучшем случае 20% от требуемой ежегодно суммы. В итоге система стала «сыпаться» быстрее, чем ее успевали латать, процесс деградации с течением времени ускоряется в арифметической прогрессии. В этом году с предупреждениями о возможных рисках при недофинансировании модернизации ГТС публично выступил и министр энергетики Украины Игорь Насалик. По его словам, система может физически не справиться с объемами прокачки газа из-за недостатка вложений.
 
«Как известно, сейчас Киев заявляет о возможности перекачивать 120 млрд кубометров газа в год, до недавнего времени реальный объем составлял около 80 млрд. Сейчас из-за растущих потребностей Европы он превысил 90 млрд кубометров. „Северный поток-2“ заберет из этого объема 55 млрд, „турецкий поток“ — еще 30 млрд кубометров. Возникает вопрос — как перегонять в Европу оставшиеся 10 миллиардов кубов?
 
Украинская ГТС после ввода в эксплуатацию российских газопроводов станет работать по остаточному принципу. Ее удел будет доставить 20 млрд кубометров ежегодно в Румынию и Молдавию, а также, возможно, объемы, с которыми не справятся „молодые“ трубопроводы. При этом цена газа, поставляемого через Украину, для европейского покупателя всегда будет выше, чем по другим газопроводам — последние используют более современное оборудование и при этом не требуется удовлетворять аппетиты Киева в транзитных доходах.
 
Заявления Шефчовича по украинскому транзиту — чистая политика, ничего не имеющая общего с выгодами или энергобезопасностью Евросоюза. Политика Киева и старая ГТС, наоборот, создают массу рисков и проблем там, где их нужно нивелировать. Потому едва ли Украине удастся сохранить объемы транзита после того, как проекты новых российских газопроводов будут реализованы», — заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 12.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики