Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Металлолом, долги, убытки: «Северный поток-2» лишит ГТС Украины последних козырей

Металлолом, долги, убытки: «Северный поток-2» лишит ГТС Украины последних козырей

На протяжении двух с половиной десятилетий газотранспортная система Украины обеспечивала для бюджета этой страны не только валютные доходы, но и была одной из основ ее государственного суверенитета.

Украина постепенно теряет газотранспортные доходы

Ведь не просто так украинская экономика фактически существовала за счет России и имела очень серьезные преференции, которые позволяли ей не только расти, но и без особенных проблем сводить концы с концами.
 
Наша страна была вынуждена закрывать глаза на то, что Украина постоянно зарабатывала на своем выгодном положении, несмотря на то, что многие действия Киева не соответствовали духу равноправного сотрудничества.
В последние годы ситуация изменилась – были построены «Северный поток-1» и «Голубой поток», близка к своей реализации первая нитка «Турецкого потока», согласованы все документы по «Северному потоку-2» и есть движение вперед по второй нитке «Турецкого потока».
 
Все это в будущем, однозначно, лишит Украину, если не всего транзита российского газа, то, по крайней мере, большей его части.
 
Так что, неудивительно, что председатель комитета Верховной рады по иностранным делам Анна Гопко сегодня заявила, что Украина после реализации «Северного потока-2» будет ежегодно терять более 2 млрд долларов газотранспортных доходов, и это станет катастрофическим ударом по ее бюджету.

Особых перспектив у украинской газотранспортной системы нет

В Киеве страшатся подобного развития событий, но продолжают надеяться на то, что Брюссель пересмотрит свое решение по «Северному потоку-2», а также лишит «Газпром» права пользоваться европейским газопроводом OPAL.
 
Именно через эту газотранспортную систему, которая сейчас загружена только на 50 процентов, идет газ из «Северного потока-1» к конечному потребителю в Евросоюзе.
 
Естественно, все эти надежды Киева ничем не подкреплены, поскольку Украина никак не может повлиять на данные решения Еврокомиссии и может только рассчитывать на то, что Россия и Евросоюз не смогут договориться, и что эти проекты будут отложены на какой-то неопределенный срок.
 
В то, что эти газопроводы все равно будут построены – нет никаких сомнений, хотя бы из-за естественного старения украинской газотранспортной системы и тех рисков, которые сегодня заложены в лице Украины для европейской энергетики.
 
Так что, неразумная политика Киева по своей газотранспортной системе в итоге приведет к тому, что Украина лишится надежных валютных доходов, потеряет целую отрасль своей экономики, и это только усугубит те негативные процессы, которые сегодня активно развиваются на Украине.

Проблемы украинского транзита связаны с неразумной политикой Киева

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Украина давно лишила себя возможностей для того, чтобы в изначальном объеме сохранить транзит природного газа из России.
 
«Были варианты создания совместного предприятия по транзиту газа через Украину, где приняли бы участие Киев, Москва и европейские партнеры. Это должно было стабилизировать ситуацию по этому вопросу и убрать отсюда все риски, но уже к середине нулевых годов все эти начинания по вине украинской стороны уперлись в полный тупик», - заключает Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, пик этих переговоров начался после российско-украинской газовой войны 2006 года, когда шел разговор о создании совместной компании «Росукроэнерго», но все эти дискуссии с Украиной не пришли к какому-либо результату.
 
«Все эти переговоры по консорциуму умерли к началу текущего десятилетия, причем это произошло по вине команды Виктора Януковича и Николая Азарова, которые, конечно, действовали умнее, чем нынешние украинские власти, но, несмотря на это, именно они заложили основу той антироссийской энергетической политики, проводимой в настоящее время официальным Киевом», - резюмирует Митрахович.

Историю с реверсом на Украине придумали еще при Азарове

Янукович и Азаров не рвали торгово-экономические связи с Россией, но, например, начали историю с реверсным газом, которая ни тогда, ни сейчас не является выгодной для украинского государственного бюджета, а представляет собой политический аргумент.
 
«Они тогда даже договорились с одним международным аферистом, который являлся тренером по горным лыжам, но заявлял, что имеет связи с испанским правительством по постройке терминала по приему СПГ в Одесской области. Все эти «предложения» не просто похожи, но на деле совпадают с прожектами современной украинской власти», - констатирует Митрахович.
 
Украинское правительство во главе с Азаровым приезжало на мероприятия этого человека, пока окончательно не выяснило, что все это является пустышкой и приведет к очередному нелепому позору для Украину.
 
«Все это после Майдана просто приобрело гипертрофированную форму, но, в целом, это давно устоявшаяся на Украине политика по отношениям с России в стиле «ни себе, ни людям», которая ведет только к сокращению украинских доходов», - заключает Митрахович.
 
В результате, здесь возникает только один вопрос, а что будет с украинской ГТС после того, как будет построен «Северный поток-2» и первая нитка «Турецкого потока». Эта система будет полностью закрыта по причине большой стоимости поддержки такой сложной и дорогостоющей инфраструктуры или все-таки для Украины останется определенная, пусть и ограниченная роль на европейском газовом рынке?
 
«Украина сможет поставлять российский газ в государства, которые находятся за нею – это порядка 20 млрд кубов в год, но, в целом, масштаб имеющейся в этой стране инфраструктуры является на сегодня избыточным для обслуживания таких контрактов. Все это говорит о том, что Киеву придется демонтировать эти мощности и строить взамен новую ГТС, на что будут нужны серьезные деньги, а, значит, все это будет строиться в долг», - резюмирует Митрахович.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 11.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики