Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Металлолом, долги, убытки: «Северный поток-2» лишит ГТС Украины последних козырей

Металлолом, долги, убытки: «Северный поток-2» лишит ГТС Украины последних козырей

На протяжении двух с половиной десятилетий газотранспортная система Украины обеспечивала для бюджета этой страны не только валютные доходы, но и была одной из основ ее государственного суверенитета.

Украина постепенно теряет газотранспортные доходы

Ведь не просто так украинская экономика фактически существовала за счет России и имела очень серьезные преференции, которые позволяли ей не только расти, но и без особенных проблем сводить концы с концами.
 
Наша страна была вынуждена закрывать глаза на то, что Украина постоянно зарабатывала на своем выгодном положении, несмотря на то, что многие действия Киева не соответствовали духу равноправного сотрудничества.
В последние годы ситуация изменилась – были построены «Северный поток-1» и «Голубой поток», близка к своей реализации первая нитка «Турецкого потока», согласованы все документы по «Северному потоку-2» и есть движение вперед по второй нитке «Турецкого потока».
 
Все это в будущем, однозначно, лишит Украину, если не всего транзита российского газа, то, по крайней мере, большей его части.
 
Так что, неудивительно, что председатель комитета Верховной рады по иностранным делам Анна Гопко сегодня заявила, что Украина после реализации «Северного потока-2» будет ежегодно терять более 2 млрд долларов газотранспортных доходов, и это станет катастрофическим ударом по ее бюджету.

Особых перспектив у украинской газотранспортной системы нет

В Киеве страшатся подобного развития событий, но продолжают надеяться на то, что Брюссель пересмотрит свое решение по «Северному потоку-2», а также лишит «Газпром» права пользоваться европейским газопроводом OPAL.
 
Именно через эту газотранспортную систему, которая сейчас загружена только на 50 процентов, идет газ из «Северного потока-1» к конечному потребителю в Евросоюзе.
 
Естественно, все эти надежды Киева ничем не подкреплены, поскольку Украина никак не может повлиять на данные решения Еврокомиссии и может только рассчитывать на то, что Россия и Евросоюз не смогут договориться, и что эти проекты будут отложены на какой-то неопределенный срок.
 
В то, что эти газопроводы все равно будут построены – нет никаких сомнений, хотя бы из-за естественного старения украинской газотранспортной системы и тех рисков, которые сегодня заложены в лице Украины для европейской энергетики.
 
Так что, неразумная политика Киева по своей газотранспортной системе в итоге приведет к тому, что Украина лишится надежных валютных доходов, потеряет целую отрасль своей экономики, и это только усугубит те негативные процессы, которые сегодня активно развиваются на Украине.

Проблемы украинского транзита связаны с неразумной политикой Киева

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Украина давно лишила себя возможностей для того, чтобы в изначальном объеме сохранить транзит природного газа из России.
 
«Были варианты создания совместного предприятия по транзиту газа через Украину, где приняли бы участие Киев, Москва и европейские партнеры. Это должно было стабилизировать ситуацию по этому вопросу и убрать отсюда все риски, но уже к середине нулевых годов все эти начинания по вине украинской стороны уперлись в полный тупик», - заключает Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, пик этих переговоров начался после российско-украинской газовой войны 2006 года, когда шел разговор о создании совместной компании «Росукроэнерго», но все эти дискуссии с Украиной не пришли к какому-либо результату.
 
«Все эти переговоры по консорциуму умерли к началу текущего десятилетия, причем это произошло по вине команды Виктора Януковича и Николая Азарова, которые, конечно, действовали умнее, чем нынешние украинские власти, но, несмотря на это, именно они заложили основу той антироссийской энергетической политики, проводимой в настоящее время официальным Киевом», - резюмирует Митрахович.

Историю с реверсом на Украине придумали еще при Азарове

Янукович и Азаров не рвали торгово-экономические связи с Россией, но, например, начали историю с реверсным газом, которая ни тогда, ни сейчас не является выгодной для украинского государственного бюджета, а представляет собой политический аргумент.
 
«Они тогда даже договорились с одним международным аферистом, который являлся тренером по горным лыжам, но заявлял, что имеет связи с испанским правительством по постройке терминала по приему СПГ в Одесской области. Все эти «предложения» не просто похожи, но на деле совпадают с прожектами современной украинской власти», - констатирует Митрахович.
 
Украинское правительство во главе с Азаровым приезжало на мероприятия этого человека, пока окончательно не выяснило, что все это является пустышкой и приведет к очередному нелепому позору для Украину.
 
«Все это после Майдана просто приобрело гипертрофированную форму, но, в целом, это давно устоявшаяся на Украине политика по отношениям с России в стиле «ни себе, ни людям», которая ведет только к сокращению украинских доходов», - заключает Митрахович.
 
В результате, здесь возникает только один вопрос, а что будет с украинской ГТС после того, как будет построен «Северный поток-2» и первая нитка «Турецкого потока». Эта система будет полностью закрыта по причине большой стоимости поддержки такой сложной и дорогостоющей инфраструктуры или все-таки для Украины останется определенная, пусть и ограниченная роль на европейском газовом рынке?
 
«Украина сможет поставлять российский газ в государства, которые находятся за нею – это порядка 20 млрд кубов в год, но, в целом, масштаб имеющейся в этой стране инфраструктуры является на сегодня избыточным для обслуживания таких контрактов. Все это говорит о том, что Киеву придется демонтировать эти мощности и строить взамен новую ГТС, на что будут нужны серьезные деньги, а, значит, все это будет строиться в долг», - резюмирует Митрахович.
 
Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 11.10.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики