Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В ЕС затягивают дело «Газпрома», чтобы повлиять на «Северный поток-2»?

В ЕС затягивают дело «Газпрома», чтобы повлиять на «Северный поток-2»?

Еврокомиссия (ЕК) затягивает урегулирование антимонопольного расследования по «Газпрому». Одной из причин может быть желание Брюсселя усадить российский холдинг за стол переговоров по «Северному потоку-2» и согласовывать с ним условия строительства балтийского газопровода. Пока Еврокомиссия не имеет на это никаких правовых оснований, в том числе по европейскому законодательству, и «Газпром» согласовывает возведение магистрали с правительствами стран, по территории или акватории которых пройдет «Северный поток-2».

Вчера Еврокомиссия и «Газпром» завершили очередные переговоры по урегулированию антимонопольного расследования, которое ЕК ведет еще с 2012 года. Тогда Брюссель обвинил российский холдинг в нарушениях в Болгарии, Чехии, Венгрии, Польше, Словакии и прибалтийских странах. «Газпром», в свою очередь, согласился пойти на уступки: разрешить реэкспорт газа между странами, перенос точек приемки-сдачи газа и привязать цену на газ в региональным газовым биржам в ЕС. В Еврокомиссии приветствовали решение российского холдинга и запросили европейские страны оценить предложения «Газпрома». «Мы получили твердые, критичные и конструктивные ответы «, — сказала накануне встречи с зампредом «Газпрома» Александром Медведевым, как сообщило агентство «Интерфакс», еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер. — Сейчас трудно сказать, сможем ли мы завершить это дело с представленными «Газпромом» обязательствами или придется назначить штраф». Представитель Еврокомиссии Рикардо Кардосо сказал, что «Газпрому» рекомендовали доработать предложения. Что и как, неизвестно. В ЕК и «Газпроме» лишь сообщили, что переговоры по обсуждению результатов рыночных тестов и выполнения требований Еврокомиссии прошли конструктивно и есть некий прогресс.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков не исключает, что затягивание урегулирования расследования в интересах Еврокомиссии. Напомним, что ЕК может оштрафовать «Газпром» на 10% от оборота, если не удастся договориться.

«Брюссель хочет, чтобы „Газпром“ начал разговаривать с еврочиновниками. Сейчас компания ведет переговоры в рамках действующего европейского законодательства с правительствами стран. И чем ближе начало строительство „Северного потока-2“, тем все больше Еврокомиссия и „Газпром“ меняются местами. В начале его обвиняли в политизации проекта, сейчас реальным политическим давлением занимается Брюссель», — считает Игорь Юшков. По его словам, юридический департамент ЕК уже заявил, что Брюссель не может повлиять на строительство газопровода, однако Еврокомиссия не оставляет такого желания.

«В Европе предлагают изменить законодательство, чтобы нормы Третьего энергопакета распространялись и на морские экономические зоны и акватории стран ЕС. Сейчас этого нет, поэтому Брюссель не может влиять на „Северный поток-2“. Затягивание урегулирования антимонопольного расследования также можно считать попыткой усадить „Газпром“ за стол переговоров и влиять на него», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ

Большинство предложений по антимонопольному расследованию «Газпром» включил во многие контракты с европейскими клиентами еще несколько лет назад. И ключевым вопросом сейчас может быть цена на газ. «Газпром» предложил ориентировать ее на цены на региональных биржах в ЕС, что для компании сегодня даже выгодно. Спотовые цены сегодня выше стоимости по долгосрочным контрактам.

«Однако все хотят еще дешевле — цену Германии, — говорит Игорь Юшков. — И мало кого интересует, что она объясняется интегрированными проектами компаний двух стран (добыча, транспортировка, хранение, продажа)».

В целом, как считает эксперт, предложения по антимонопольному расследованию невыгодны «Газпрому» вне зависимости от целей ЕК. Однако компании приходится на них идти, так как меняется сам рынок газа. «Например, сейчас в Европе строят интерконнекторы и, если прямые посавки российского газа будут для Польши намного дороже, чем от немецких трейдеров, то она может спокойно покупать у них. В любом случае, рано или поздно компания пришла бы к тому, что необходимо подстраиваться под рынок. Ведь вопрос состоит в том, потеряет ли она часть прибыли или целую часть рынка».

Впрочем, дело не только в Еврокомиссии и «Газпроме», но и антироссийской политике отдельных стран ЕС. Как уже сообщало EADaily, против урегулирования антимонопольного расследования на «условиях» «Газпрома» выступила Польша и Прибалтика. Так, в 92-страничном документе, посланном польской PGNiG в Брюссель, госкомпания требовала не только расширить требования к «Газпрому», но еще и оштрафовать компанию. 10% годового оборота — это до $ 15 млрд. Кроме штрафа, к предложенным условиям «Газпрома» Варшава требовала дополнительные уступки: клиенты российской компании должны получить единоразовое право устанавливать формулу цены в контракте, которая будет привязана к рынкам Европы. Еще — «Газпром» должен снизить объем газа по правилу «бери или плати» долгосрочных контрактов до 75% и выйти из состава собственников европейских компаний, которые занимаются хранением и транспортировкой газа в ЕС. Речь идет о газопроводах Ямал-Европа, который проходит через Польшу, Opal, который является сухопутным продолжением «Северного потока», и хранилище «Катарина» в Германии.

Так же поляки настаивали еще и на применении Третьего энергопакета к уже действующему «Северному потоку». «Требования PGNiG абсолютно необоснованны и неправомерны. И похожи на русскую пословицу: предложи ему палец, он руку попытается откусить», — сказал EADaily заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач.

Источник: EADaily, 16.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики