Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша уговаривает Европу променять "Северный поток-2" на миф об азербайджанском газе

Польша уговаривает Европу променять "Северный поток-2" на миф об азербайджанском газе

Заявления Польши о поддержке "Южного газового коридора" (ЮГК) в Европу из Азербайджана выглядят нелепыми попытками противопоставить хоть что-то российскому "Северному потоку-2". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Когда Варшава заявляет о поддержке ЮГК, она неумело противопоставляет этот трубопровод "Северному потоку-2". Протесты Польши против российской "трубы" не остаются неуслышанными, но европейцы спрашивают: чем при растущем потреблении газа ЕС может заменить газопровод из РФ? В качестве альтернативы Варшава предлагает ЮГК, но это очень слабый аргумент.
 
Начать хотя бы с того, что ЮГК предполагает доставку из Азербайджана 10 млрд кубометров газа в год, тогда как действующий "Северный поток" поставляет Европе 55 млрд, вторая нитка эти объемы удвоит. Стоит учесть, что первые поставленные объемы под строительство ЮГК законтрактовывались еще пять лет назад, и этот азербайджанский газ уже учтен в структуре потребления ЕС после 2019 года. Ясно, что ни альтернативой, ни серьезным конкурентом российским газопроводам "труба" из Азербайджана не станет", - отмечает специалист.
 
Сегодня руководство Польши объявило: Варшава выступает за прокладку ЮГК – эти мощности дадут Европе альтернативу российскому газу. "Южный газовый коридор", согласно планам, должен быть проложен в Турцию в 2018 году, в Европу – в 2019-м. Предполагаемая протяженность проекта - 3500 километров, при этом "Газпром" сможет, согласно европейскому Третьему энергопакету законов, затребовать половину от мощности этого трубопровода.
 
"Сейчас идет спор на тему ограниченности ресурсов для этого газопровода – темпы добычи на старых месторождениях Азербайджана падают быстрее запланированных темпов, а новые проекты не оправдали возложенных надежд. Велика вероятность, что эта страна в скором будущем столкнется с нехваткой газа даже для внутреннего потребления, так что экспортные объемы, скорее всего, придется обеспечивать покупкой "голубого топлива" у России", - подчеркивает эксперт.

Польша газа ЮГК не получит

Варшава целенаправленно торпедирует российские газовые проекты в ЕС, заявляя, что они наносят вред энергобезопасности Евросоюза. Так, лишь совсем недавно суд ЕС отверг претензии Польши по доступу "Газпрома" к европейскому газопроводу OPAL – из-за жалобы Варшавы полноценно использовать экспортный потенциал этой "трубы" российская компания не могла. Чтобы верифицировать собственные поставки, польские власти построили на границе с Германией терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) из США, но он обходится им существенно дороже трубопроводного российского.
 
При этом Варшава в принципе пообещала заменить российский газ на "политически безопасный" к 2022 году – к этому времени истечет российско-польский газовый договор, заключенный еще в 1990-х. В первую очередь расчет делается на терминал СПГ в Свиноуйсьце и некий проект газопровода к Северному морю, чтобы экспортировать американских газ соседям по ЕС.
 
"Азербайджан ожидаемо не заполнит ЮГК, потому в этом проекте почему-то рассчитывают на участие других поставщиков. Здесь называются Иран и теперь условно независимый Курдистан, но подобные варианты далеки от практической реализации. Часто заявляют, что якобы Туркменистан строит на своей территории завод по сжижению газа, чтобы поставлять Азербайджану. Но у того должны быть мощности по его разжижению для поставок в ЕС, и с учетом всех затрат газ станет нереально дорогим.
 
Польша же в принципе ничего от ЮГК получить не сможет географически – ее заявления в поддержку трубопровода делаются исключительно в традиционном антироссийском духе. Варшава может рассчитывать на сырье из Норвегии, но та сокращает производство. Другой альтернативой российскому топливу является лишь более дорогой СПГ, но это экономически нецелесообразно.
 
Удивительной особенностью ЮГК является предоставление режима наибольшего благоприятствования для его строительства со стороны Евросоюза – газопровод выведен из-под требований Третьего энергопакета. В то время, как в ЕС активно нападают на российский "Турецкий поток", но параллельно ему прокладывается другая "труба", предполагающая поставки из одной страны в Европу, и ей только благоприятствуют. Объявление российского газа "плохим" при равных условиях с "хорошим" азербайджанским – наиболее наглядная демонстрация политики двойных стандартов Брюсселя", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики