Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша уговаривает Европу променять "Северный поток-2" на миф об азербайджанском газе

Польша уговаривает Европу променять "Северный поток-2" на миф об азербайджанском газе

Заявления Польши о поддержке "Южного газового коридора" (ЮГК) в Европу из Азербайджана выглядят нелепыми попытками противопоставить хоть что-то российскому "Северному потоку-2". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Когда Варшава заявляет о поддержке ЮГК, она неумело противопоставляет этот трубопровод "Северному потоку-2". Протесты Польши против российской "трубы" не остаются неуслышанными, но европейцы спрашивают: чем при растущем потреблении газа ЕС может заменить газопровод из РФ? В качестве альтернативы Варшава предлагает ЮГК, но это очень слабый аргумент.
 
Начать хотя бы с того, что ЮГК предполагает доставку из Азербайджана 10 млрд кубометров газа в год, тогда как действующий "Северный поток" поставляет Европе 55 млрд, вторая нитка эти объемы удвоит. Стоит учесть, что первые поставленные объемы под строительство ЮГК законтрактовывались еще пять лет назад, и этот азербайджанский газ уже учтен в структуре потребления ЕС после 2019 года. Ясно, что ни альтернативой, ни серьезным конкурентом российским газопроводам "труба" из Азербайджана не станет", - отмечает специалист.
 
Сегодня руководство Польши объявило: Варшава выступает за прокладку ЮГК – эти мощности дадут Европе альтернативу российскому газу. "Южный газовый коридор", согласно планам, должен быть проложен в Турцию в 2018 году, в Европу – в 2019-м. Предполагаемая протяженность проекта - 3500 километров, при этом "Газпром" сможет, согласно европейскому Третьему энергопакету законов, затребовать половину от мощности этого трубопровода.
 
"Сейчас идет спор на тему ограниченности ресурсов для этого газопровода – темпы добычи на старых месторождениях Азербайджана падают быстрее запланированных темпов, а новые проекты не оправдали возложенных надежд. Велика вероятность, что эта страна в скором будущем столкнется с нехваткой газа даже для внутреннего потребления, так что экспортные объемы, скорее всего, придется обеспечивать покупкой "голубого топлива" у России", - подчеркивает эксперт.

Польша газа ЮГК не получит

Варшава целенаправленно торпедирует российские газовые проекты в ЕС, заявляя, что они наносят вред энергобезопасности Евросоюза. Так, лишь совсем недавно суд ЕС отверг претензии Польши по доступу "Газпрома" к европейскому газопроводу OPAL – из-за жалобы Варшавы полноценно использовать экспортный потенциал этой "трубы" российская компания не могла. Чтобы верифицировать собственные поставки, польские власти построили на границе с Германией терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) из США, но он обходится им существенно дороже трубопроводного российского.
 
При этом Варшава в принципе пообещала заменить российский газ на "политически безопасный" к 2022 году – к этому времени истечет российско-польский газовый договор, заключенный еще в 1990-х. В первую очередь расчет делается на терминал СПГ в Свиноуйсьце и некий проект газопровода к Северному морю, чтобы экспортировать американских газ соседям по ЕС.
 
"Азербайджан ожидаемо не заполнит ЮГК, потому в этом проекте почему-то рассчитывают на участие других поставщиков. Здесь называются Иран и теперь условно независимый Курдистан, но подобные варианты далеки от практической реализации. Часто заявляют, что якобы Туркменистан строит на своей территории завод по сжижению газа, чтобы поставлять Азербайджану. Но у того должны быть мощности по его разжижению для поставок в ЕС, и с учетом всех затрат газ станет нереально дорогим.
 
Польша же в принципе ничего от ЮГК получить не сможет географически – ее заявления в поддержку трубопровода делаются исключительно в традиционном антироссийском духе. Варшава может рассчитывать на сырье из Норвегии, но та сокращает производство. Другой альтернативой российскому топливу является лишь более дорогой СПГ, но это экономически нецелесообразно.
 
Удивительной особенностью ЮГК является предоставление режима наибольшего благоприятствования для его строительства со стороны Евросоюза – газопровод выведен из-под требований Третьего энергопакета. В то время, как в ЕС активно нападают на российский "Турецкий поток", но параллельно ему прокладывается другая "труба", предполагающая поставки из одной страны в Европу, и ей только благоприятствуют. Объявление российского газа "плохим" при равных условиях с "хорошим" азербайджанским – наиболее наглядная демонстрация политики двойных стандартов Брюсселя", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики