Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша уговаривает Европу променять "Северный поток-2" на миф об азербайджанском газе

Польша уговаривает Европу променять "Северный поток-2" на миф об азербайджанском газе

Заявления Польши о поддержке "Южного газового коридора" (ЮГК) в Европу из Азербайджана выглядят нелепыми попытками противопоставить хоть что-то российскому "Северному потоку-2". Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Когда Варшава заявляет о поддержке ЮГК, она неумело противопоставляет этот трубопровод "Северному потоку-2". Протесты Польши против российской "трубы" не остаются неуслышанными, но европейцы спрашивают: чем при растущем потреблении газа ЕС может заменить газопровод из РФ? В качестве альтернативы Варшава предлагает ЮГК, но это очень слабый аргумент.
 
Начать хотя бы с того, что ЮГК предполагает доставку из Азербайджана 10 млрд кубометров газа в год, тогда как действующий "Северный поток" поставляет Европе 55 млрд, вторая нитка эти объемы удвоит. Стоит учесть, что первые поставленные объемы под строительство ЮГК законтрактовывались еще пять лет назад, и этот азербайджанский газ уже учтен в структуре потребления ЕС после 2019 года. Ясно, что ни альтернативой, ни серьезным конкурентом российским газопроводам "труба" из Азербайджана не станет", - отмечает специалист.
 
Сегодня руководство Польши объявило: Варшава выступает за прокладку ЮГК – эти мощности дадут Европе альтернативу российскому газу. "Южный газовый коридор", согласно планам, должен быть проложен в Турцию в 2018 году, в Европу – в 2019-м. Предполагаемая протяженность проекта - 3500 километров, при этом "Газпром" сможет, согласно европейскому Третьему энергопакету законов, затребовать половину от мощности этого трубопровода.
 
"Сейчас идет спор на тему ограниченности ресурсов для этого газопровода – темпы добычи на старых месторождениях Азербайджана падают быстрее запланированных темпов, а новые проекты не оправдали возложенных надежд. Велика вероятность, что эта страна в скором будущем столкнется с нехваткой газа даже для внутреннего потребления, так что экспортные объемы, скорее всего, придется обеспечивать покупкой "голубого топлива" у России", - подчеркивает эксперт.

Польша газа ЮГК не получит

Варшава целенаправленно торпедирует российские газовые проекты в ЕС, заявляя, что они наносят вред энергобезопасности Евросоюза. Так, лишь совсем недавно суд ЕС отверг претензии Польши по доступу "Газпрома" к европейскому газопроводу OPAL – из-за жалобы Варшавы полноценно использовать экспортный потенциал этой "трубы" российская компания не могла. Чтобы верифицировать собственные поставки, польские власти построили на границе с Германией терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) из США, но он обходится им существенно дороже трубопроводного российского.
 
При этом Варшава в принципе пообещала заменить российский газ на "политически безопасный" к 2022 году – к этому времени истечет российско-польский газовый договор, заключенный еще в 1990-х. В первую очередь расчет делается на терминал СПГ в Свиноуйсьце и некий проект газопровода к Северному морю, чтобы экспортировать американских газ соседям по ЕС.
 
"Азербайджан ожидаемо не заполнит ЮГК, потому в этом проекте почему-то рассчитывают на участие других поставщиков. Здесь называются Иран и теперь условно независимый Курдистан, но подобные варианты далеки от практической реализации. Часто заявляют, что якобы Туркменистан строит на своей территории завод по сжижению газа, чтобы поставлять Азербайджану. Но у того должны быть мощности по его разжижению для поставок в ЕС, и с учетом всех затрат газ станет нереально дорогим.
 
Польша же в принципе ничего от ЮГК получить не сможет географически – ее заявления в поддержку трубопровода делаются исключительно в традиционном антироссийском духе. Варшава может рассчитывать на сырье из Норвегии, но та сокращает производство. Другой альтернативой российскому топливу является лишь более дорогой СПГ, но это экономически нецелесообразно.
 
Удивительной особенностью ЮГК является предоставление режима наибольшего благоприятствования для его строительства со стороны Евросоюза – газопровод выведен из-под требований Третьего энергопакета. В то время, как в ЕС активно нападают на российский "Турецкий поток", но параллельно ему прокладывается другая "труба", предполагающая поставки из одной страны в Европу, и ей только благоприятствуют. Объявление российского газа "плохим" при равных условиях с "хорошим" азербайджанским – наиболее наглядная демонстрация политики двойных стандартов Брюсселя", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 18.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики