Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша делает вид, будто влияет на газовые дела Европы

Польша делает вид, будто влияет на газовые дела Европы

Ставящая палки в колеса «Северному потоку – 2» Польша нашла совсем другой газопровод для поддержки. Варшава считает, что «Южный газовый коридор», предназначенный для поставок газа из Азербайджана, гораздо больше отвечает интересам Европы. Заявление Варшавы интересно не только тем, что Польша не имеет к обоим проектам ни малейшего отношения.

Польша поддерживает строительство «Южного газового коридора» (ЮГК), который позволит поставлять в Юго-Восточную Европу газ, альтернативный российскому, заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

«Мы с нетерпением ожидаем тот вклад, который Азербайджан, благодаря его сырьевому потенциалу, внесет в усиление энергетической безопасности Европы. «Южный газовый коридор» позволит экспортировать 10 миллиардов кубометров газа в год из Каспийского региона в европейские страны. Это небольшие объемы, но они заложат основу для дальнейшего расширения и сотрудничества», – приводит слова Ващиковского азербайджанское агентство Trend.

«Южный газовый коридор» (ЮГК) – это система магистральных газопроводов, куда входит газопровод TANAP (Трансанатолийский) и TAP (Трансадриатический). TANAP идет от Азербайджана через Грузию в Турцию до турецко-греческой границы, где соединяется с TAP, идущим по территории Греции, Албании, по дну Адриатического моря и на юг Италии. По данным на октябрь 2017 года, проект TAP завершен на 53%, а полностью труба заработает в 2020 году. Его мощность составит 10 млрд кубов.  

Зачем Польша, которая не имеет никакого отношения к ЮГК, так стремится высказать свою поддержку этому газопроводу?  

«Польша все эти разговоры затевает, чтобы ее не критиковали за неконструктивный подход к «Северному потоку – 2» и российскому газу. Импорт газа в Европу будет расти, и сырье так или иначе где-то надо брать. Если не в России, спрашивают ее, то где? И Польша не находит ничего лучшего, кроме как поддержать «Южный газовый коридор» и азербайджанский газ как альтернативу «Северному потоку – 2» и российскому газу. Но аргументы Польши абсурдны. На самом деле, это просто антироссийская риторика, чтобы угодить американской администрации», – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Кроме того, Польша пытается делать вид, что является значимым игроком на энергетическом рынке Европы, что ее критика или поддержка что-то значат.

На самом деле, «Южный газовый коридор» совсем не нуждается в польской поддержке, этот проект вершат совсем другие люди, и он подходит к своему завершению. Варшава не имеет к этому проекту никакого отношения, ровно так же, как и к «Северному потоку – 2». В Польшу азербайджанский газ по этому маршруту никогда не придет, да это и не планировалось.

Более того, и альтернативой «Северному потоку – 2» этот «Южный газовый коридор» никак не является. И дело тут даже не в том, что Азербайджан будет поставлять в Европу всего 10 млрд кубов газа (столько законтрактовано), тогда как «Северный поток – 2» – 55 млрд кубов (плюс столько же первый «Северный поток»). Главное, что азербайджанский газ получат всего три страны – Греция, Болгария и Италия. А российское голубое топливо через «Северный поток – 2» дойдет до Германии и других стран Западной Европы, при желании его может получать Прибалтика и даже та же Польша через спотовый рынок.

«Южный газовый коридор» скорее конкурирует с другим российским газопроводом – «Турецким потоком», а точнее, со второй его ниткой мощностью более 15 млрд кубов в год. Будет ли проложена эта вторая нитка – вопрос пока до конца не решен и зависит исключительно от самой Европы. В любом случае, эти 10 млрд кубов азербайджанского газа в год давно законтрактованы и учтены в балансах европейских стран.

Здесь возникает куда более насущный вопрос: сможет ли Баку дать больше, чем эти 10 млрд кубов? Проблема с расширением «Южного газового коридора» именно в отсутствии сырьевой базы. Неслучайно Польша призывает искать новые источники газа для ЮГК.

Сначала полагали, что Азербайджан сможет в будущем нарастить объемы поставок сырья в Европу до 20 млрд кубов. Но реальность оказалась иной. «В Азербайджане на ряде месторождений добыча падает больше и быстрее, чем планировалось. И не все новые проекты будут введены в строй, как ожидалось. Поэтому возникает риск, что Азербайджан в будущем вынужден будет сам закупать российский газ, чтобы и себя обеспечивать газом, и исполнить все свои экспортные контракты», – говорит Игорь Юшков.  

Теперь Европа озаботилась, как же нарастить поставки газа по этому маршруту. Обсуждается два варианта. «Первый – это поставки туркменского газа. Но трубу отсюда пока никто не строит, правовой статус не определен. Есть также проблема с тем, что весь туркменский газ законтрактован для Китая. И Китаю невыгодно, чтобы у Туркмении появился еще и маршрут на Запад, ведь это даст возможность Туркмении давить на Китай, диктовать ценовую политику», – говорит эксперт.

Второй вариант – поставки иранского газа в Европу. Но тут тоже имеются большие проблемы. Во-первых, сухопутный вариант доставки топлива маловероятен из-за политической нестабильности. Недавно была провозглашена независимость Курдистана как раз в тех регионах, откуда предполагалось провести маршрут в Европу. Плюс нестабильность вокруг самого Ирана в связи с желанием США выйти из ядерной сделки, что грозит новыми санкциями против страны.

«Вокруг Ирана создается дополнительная напряженность – и кто в таких условиях будет строить трубу из Ирана в Европу?» – риторически замечает Юшков.

Таким образом, Каспийский регион в ближайшее десятилетие вряд ли сможет поставить для Европы больше, чем эти 10 млрд кубов в год. И это повышает в глазах европейцев ценность второй нитки «Турецкого потока», а вовсе не «Южного газового коридора», на который так надеется Польша. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 18.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики