Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша делает вид, будто влияет на газовые дела Европы

Польша делает вид, будто влияет на газовые дела Европы

Ставящая палки в колеса «Северному потоку – 2» Польша нашла совсем другой газопровод для поддержки. Варшава считает, что «Южный газовый коридор», предназначенный для поставок газа из Азербайджана, гораздо больше отвечает интересам Европы. Заявление Варшавы интересно не только тем, что Польша не имеет к обоим проектам ни малейшего отношения.

Польша поддерживает строительство «Южного газового коридора» (ЮГК), который позволит поставлять в Юго-Восточную Европу газ, альтернативный российскому, заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

«Мы с нетерпением ожидаем тот вклад, который Азербайджан, благодаря его сырьевому потенциалу, внесет в усиление энергетической безопасности Европы. «Южный газовый коридор» позволит экспортировать 10 миллиардов кубометров газа в год из Каспийского региона в европейские страны. Это небольшие объемы, но они заложат основу для дальнейшего расширения и сотрудничества», – приводит слова Ващиковского азербайджанское агентство Trend.

«Южный газовый коридор» (ЮГК) – это система магистральных газопроводов, куда входит газопровод TANAP (Трансанатолийский) и TAP (Трансадриатический). TANAP идет от Азербайджана через Грузию в Турцию до турецко-греческой границы, где соединяется с TAP, идущим по территории Греции, Албании, по дну Адриатического моря и на юг Италии. По данным на октябрь 2017 года, проект TAP завершен на 53%, а полностью труба заработает в 2020 году. Его мощность составит 10 млрд кубов.  

Зачем Польша, которая не имеет никакого отношения к ЮГК, так стремится высказать свою поддержку этому газопроводу?  

«Польша все эти разговоры затевает, чтобы ее не критиковали за неконструктивный подход к «Северному потоку – 2» и российскому газу. Импорт газа в Европу будет расти, и сырье так или иначе где-то надо брать. Если не в России, спрашивают ее, то где? И Польша не находит ничего лучшего, кроме как поддержать «Южный газовый коридор» и азербайджанский газ как альтернативу «Северному потоку – 2» и российскому газу. Но аргументы Польши абсурдны. На самом деле, это просто антироссийская риторика, чтобы угодить американской администрации», – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

Кроме того, Польша пытается делать вид, что является значимым игроком на энергетическом рынке Европы, что ее критика или поддержка что-то значат.

На самом деле, «Южный газовый коридор» совсем не нуждается в польской поддержке, этот проект вершат совсем другие люди, и он подходит к своему завершению. Варшава не имеет к этому проекту никакого отношения, ровно так же, как и к «Северному потоку – 2». В Польшу азербайджанский газ по этому маршруту никогда не придет, да это и не планировалось.

Более того, и альтернативой «Северному потоку – 2» этот «Южный газовый коридор» никак не является. И дело тут даже не в том, что Азербайджан будет поставлять в Европу всего 10 млрд кубов газа (столько законтрактовано), тогда как «Северный поток – 2» – 55 млрд кубов (плюс столько же первый «Северный поток»). Главное, что азербайджанский газ получат всего три страны – Греция, Болгария и Италия. А российское голубое топливо через «Северный поток – 2» дойдет до Германии и других стран Западной Европы, при желании его может получать Прибалтика и даже та же Польша через спотовый рынок.

«Южный газовый коридор» скорее конкурирует с другим российским газопроводом – «Турецким потоком», а точнее, со второй его ниткой мощностью более 15 млрд кубов в год. Будет ли проложена эта вторая нитка – вопрос пока до конца не решен и зависит исключительно от самой Европы. В любом случае, эти 10 млрд кубов азербайджанского газа в год давно законтрактованы и учтены в балансах европейских стран.

Здесь возникает куда более насущный вопрос: сможет ли Баку дать больше, чем эти 10 млрд кубов? Проблема с расширением «Южного газового коридора» именно в отсутствии сырьевой базы. Неслучайно Польша призывает искать новые источники газа для ЮГК.

Сначала полагали, что Азербайджан сможет в будущем нарастить объемы поставок сырья в Европу до 20 млрд кубов. Но реальность оказалась иной. «В Азербайджане на ряде месторождений добыча падает больше и быстрее, чем планировалось. И не все новые проекты будут введены в строй, как ожидалось. Поэтому возникает риск, что Азербайджан в будущем вынужден будет сам закупать российский газ, чтобы и себя обеспечивать газом, и исполнить все свои экспортные контракты», – говорит Игорь Юшков.  

Теперь Европа озаботилась, как же нарастить поставки газа по этому маршруту. Обсуждается два варианта. «Первый – это поставки туркменского газа. Но трубу отсюда пока никто не строит, правовой статус не определен. Есть также проблема с тем, что весь туркменский газ законтрактован для Китая. И Китаю невыгодно, чтобы у Туркмении появился еще и маршрут на Запад, ведь это даст возможность Туркмении давить на Китай, диктовать ценовую политику», – говорит эксперт.

Второй вариант – поставки иранского газа в Европу. Но тут тоже имеются большие проблемы. Во-первых, сухопутный вариант доставки топлива маловероятен из-за политической нестабильности. Недавно была провозглашена независимость Курдистана как раз в тех регионах, откуда предполагалось провести маршрут в Европу. Плюс нестабильность вокруг самого Ирана в связи с желанием США выйти из ядерной сделки, что грозит новыми санкциями против страны.

«Вокруг Ирана создается дополнительная напряженность – и кто в таких условиях будет строить трубу из Ирана в Европу?» – риторически замечает Юшков.

Таким образом, Каспийский регион в ближайшее десятилетие вряд ли сможет поставить для Европы больше, чем эти 10 млрд кубов в год. И это повышает в глазах европейцев ценность второй нитки «Турецкого потока», а вовсе не «Южного газового коридора», на который так надеется Польша. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 18.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики