Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Что и следовало ожидать

Что и следовало ожидать

Вчера вице-премьер Игорь Сечин, принимая премьер-министра КНР, заявил, что Россия в ближайшее время предложит маршруты и варианты поставок газа в Китай. Заявление абсолютно не удивительное и нами ожидаемое. Видимо, нефтяных контрактов России мало, и на щит поднимается идея поставок газа в КНР. ФНЭБ предсказывал это решение еще несколько недель назад.

С одной стороны, идея совершенно не новая. Несколько лет назад Владимир Путин в Пекине заявил о намерении построить два газопровода. Позднее это трансформировалось в идею строительства двух газопроводов – «Восток» и «Запад», общим объемом 68 млрд кубометров газа. Но потом эта тема несколько затихла, акцент сместился на сахалинские проекты, на строительство газопровода Сахалин – Владивосток, о чем так много говорилось во время визита Путина в Японию. И вдруг опять неожиданно реанимирована идея поставок российского газа в Китай по новым газопроводам.

К огромному сожалению, мы наблюдаем не продуманную позицию, а политический ход. Снова политика впереди, а экономический расчет идет позади. Уж больно это похоже на то, что мы пытаемся надавить на Европу, изобразив возможность альтернативных поставок на другие рынки. Конечно, в России есть политические силы, которые весьма заинтересованы в расширении контактов с Китаем, и они активно используют возникшую в отношениях с Европой паузу. Однако мы должны понимать, что на китайском направлении не решен вопрос с объемом прогнозируемых закупок, не решен вопрос с ценой. Все-таки стоит ли в таких условиях заниматься строительством газопроводов? Напомню, что в лучшие годы Россия поставляла 160 млрд кубов газа в Европу. А на сегодняшний день Китай производит газа больше, чем потребляет. Да, рынок появится. Но 160 млрд кубов импортного газа? Я думаю, что в ближайшие десять лет Китай на такие объемы явно не выйдет. Так не является ли это шантажом Европейского союза? Сама идея провести саммит «Россия - ЕС» в Хабаровске  - не является ли это тоже попыткой показать Евросоюзу возможность переориентации труб?

Подчеркиваю, что мы призываем и ЕС отказаться от шантажа, потому что идея альтернативных поставщиков газа тоже выглядит элементом недальновидного давления на Россию. Но и нам надо быть чуть более гибкими, тем более что у нас очень сильные и хорошие позиции. И предлагать не вполне четкие экономические проекты с совершено не ясным результатом, думаю, это не лучший способ вести диалог с Европой.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики