Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Что и следовало ожидать

Что и следовало ожидать

Вчера вице-премьер Игорь Сечин, принимая премьер-министра КНР, заявил, что Россия в ближайшее время предложит маршруты и варианты поставок газа в Китай. Заявление абсолютно не удивительное и нами ожидаемое. Видимо, нефтяных контрактов России мало, и на щит поднимается идея поставок газа в КНР. ФНЭБ предсказывал это решение еще несколько недель назад.

С одной стороны, идея совершенно не новая. Несколько лет назад Владимир Путин в Пекине заявил о намерении построить два газопровода. Позднее это трансформировалось в идею строительства двух газопроводов – «Восток» и «Запад», общим объемом 68 млрд кубометров газа. Но потом эта тема несколько затихла, акцент сместился на сахалинские проекты, на строительство газопровода Сахалин – Владивосток, о чем так много говорилось во время визита Путина в Японию. И вдруг опять неожиданно реанимирована идея поставок российского газа в Китай по новым газопроводам.

К огромному сожалению, мы наблюдаем не продуманную позицию, а политический ход. Снова политика впереди, а экономический расчет идет позади. Уж больно это похоже на то, что мы пытаемся надавить на Европу, изобразив возможность альтернативных поставок на другие рынки. Конечно, в России есть политические силы, которые весьма заинтересованы в расширении контактов с Китаем, и они активно используют возникшую в отношениях с Европой паузу. Однако мы должны понимать, что на китайском направлении не решен вопрос с объемом прогнозируемых закупок, не решен вопрос с ценой. Все-таки стоит ли в таких условиях заниматься строительством газопроводов? Напомню, что в лучшие годы Россия поставляла 160 млрд кубов газа в Европу. А на сегодняшний день Китай производит газа больше, чем потребляет. Да, рынок появится. Но 160 млрд кубов импортного газа? Я думаю, что в ближайшие десять лет Китай на такие объемы явно не выйдет. Так не является ли это шантажом Европейского союза? Сама идея провести саммит «Россия - ЕС» в Хабаровске  - не является ли это тоже попыткой показать Евросоюзу возможность переориентации труб?

Подчеркиваю, что мы призываем и ЕС отказаться от шантажа, потому что идея альтернативных поставщиков газа тоже выглядит элементом недальновидного давления на Россию. Но и нам надо быть чуть более гибкими, тем более что у нас очень сильные и хорошие позиции. И предлагать не вполне четкие экономические проекты с совершено не ясным результатом, думаю, это не лучший способ вести диалог с Европой.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики