Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Что и следовало ожидать

Что и следовало ожидать

Вчера вице-премьер Игорь Сечин, принимая премьер-министра КНР, заявил, что Россия в ближайшее время предложит маршруты и варианты поставок газа в Китай. Заявление абсолютно не удивительное и нами ожидаемое. Видимо, нефтяных контрактов России мало, и на щит поднимается идея поставок газа в КНР. ФНЭБ предсказывал это решение еще несколько недель назад.

С одной стороны, идея совершенно не новая. Несколько лет назад Владимир Путин в Пекине заявил о намерении построить два газопровода. Позднее это трансформировалось в идею строительства двух газопроводов – «Восток» и «Запад», общим объемом 68 млрд кубометров газа. Но потом эта тема несколько затихла, акцент сместился на сахалинские проекты, на строительство газопровода Сахалин – Владивосток, о чем так много говорилось во время визита Путина в Японию. И вдруг опять неожиданно реанимирована идея поставок российского газа в Китай по новым газопроводам.

К огромному сожалению, мы наблюдаем не продуманную позицию, а политический ход. Снова политика впереди, а экономический расчет идет позади. Уж больно это похоже на то, что мы пытаемся надавить на Европу, изобразив возможность альтернативных поставок на другие рынки. Конечно, в России есть политические силы, которые весьма заинтересованы в расширении контактов с Китаем, и они активно используют возникшую в отношениях с Европой паузу. Однако мы должны понимать, что на китайском направлении не решен вопрос с объемом прогнозируемых закупок, не решен вопрос с ценой. Все-таки стоит ли в таких условиях заниматься строительством газопроводов? Напомню, что в лучшие годы Россия поставляла 160 млрд кубов газа в Европу. А на сегодняшний день Китай производит газа больше, чем потребляет. Да, рынок появится. Но 160 млрд кубов импортного газа? Я думаю, что в ближайшие десять лет Китай на такие объемы явно не выйдет. Так не является ли это шантажом Европейского союза? Сама идея провести саммит «Россия - ЕС» в Хабаровске  - не является ли это тоже попыткой показать Евросоюзу возможность переориентации труб?

Подчеркиваю, что мы призываем и ЕС отказаться от шантажа, потому что идея альтернативных поставщиков газа тоже выглядит элементом недальновидного давления на Россию. Но и нам надо быть чуть более гибкими, тем более что у нас очень сильные и хорошие позиции. И предлагать не вполне четкие экономические проекты с совершено не ясным результатом, думаю, это не лучший способ вести диалог с Европой.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики