Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия готова продлить скидку на транзит белорусских нефтепродуктов

Россия готова продлить скидку на транзит белорусских нефтепродуктов

Российские железные дороги (РЖД) могут продлить действие скидки в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов, в частности бензина, мазута и дизельного топлива в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги. Об этом рассказал директор РЖД по коммерческой деятельности Алексей Шило.

«Мы сегодня уже предоставили максимальную скидку в рамках тарифного коридора – 50%, мы ее пока дали сроком на год, но в принципе мы ее готовы продлевать дальше. Для того чтобы наше направление было конкурентоспособным, мы эту скидку будем предлагать. Для нас это будет новый объем, поэтому даже с 50%-ой скидкой РЖД будет на этом зарабатывать», – сообщил Алексей Шило. Он отметил, что РЖД выразили готовность осуществлять перевозки объемом примерно 5 млн т белорусских нефтепродуктов в год.

Руководство Беларуси не прокомментировало данную ситуацию, уточнив, что этот вопрос входит в компетенцию субъектов хозяйствования.

В августе руководитель РЖД Олег Белозеров в ходе совещания по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России доложил президенту России Владимиру Путину, что белорусские НПЗ отказываются от услуг РЖД в пользу прибалтийской инфраструктуры, несмотря на скидки в России. В Беларуси это объясняют долгосрочными контактами.

Президент заявил о необходимости увязать поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы Беларуси с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.

Комментирует декан экономического факультета Белорусского государственного университета Михаил Ковалев (Минск):

– Это естественное решение, и оно отвечает интересам России. Вместе с тем хотелось бы отметить что, везти нефтепродукты из Новополоцка в порты в районе Санкт-Петербурга достаточно далеко. И это вряд ли будет дешевле, чем возить их в Клайпеду и Ригу. Что же касается Калининграда, о котором все время шла речь, то, увы, чтобы довезти их туда, нужно пересечь территорию Литвы. А сейчас тарифы Литовских железных дорог настолько низкие, чтобы Беларуси было бы выгоднее всего отгружать нефтепродукты через литовские порты.

Если белорусы по дешевым литовским, а также по дешевым российским тарифам попробуют возить нефтепродукты в Калининград, минуя литовские порты, то я смею предположить, что литовцы свои льготные тарифы отменят и сделают так, как было раньше, когда мы возили их в Рижский порт. Транзит нефтепродуктов по территории Литвы был достаточно дорогим. Поэтому понятно, что страны используют таможенные тарифы, чтобы повернуть потоки, но экономика остается экономикой, и здесь вряд ли что-то изменишь.

Я не думаю, что промедление с принятием этого решения РЖД существенно поменяет ситуацию с белорусскими нефтяными продуктами. С Мозырского НПЗ сейчас львиная доля нефтепродуктов идет на Украину, и это решение их ни капли не затрагивает. Другое дело, что нам надо в целом подумать и сделать все, чтобы сильнее интегрировались и Союзное государство, и Евразийский экономический союз, вернуться от так называемого коммерческого использования железных дорог к дотируемым государством железным дорогам.

Это крепче соединит наши города и нашу промышленную кооперацию, как это было в Советском Союзе, когда авиационный керосин и железнодорожные перевозки не стоили практически ничего. А сейчас наступила некоторая дезинтеграция, в том числе из-за того, что российские просторы очень велики, а железнодорожные тарифы высоки.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович (Москва):

– В настоящее время между Москвой и Минском продолжается торг о том, чтобы транзит белорусских нефтепродуктов постепенно перевести на российские терминалы, прежде всего на Усть-Лугу, Приморск, Санкт-Петербург и Высоцк, с прибалтийских портов, в частности с Клайпеды и Риги. Беларусь на это пока не соглашается.

Скидка 50% давно существует, просто ее продлили. Понятно, что теоретически Россия могла бы оказать давление на Беларусь чтобы переориентировать транзит на российские порты, потому что Беларусь является реципиентом российской нефти: почти вся нефть, которая у них перерабатывается, – это поставки из России. Но как показало решение нефтегазового спора в первой половине 2017 г., Россия пытается сохранить лояльность Беларуси и идет на экономические уступки. Беларусь может по-прежнему получать без пошлин 18 млн т нефти для переработки и еще 6 млн т, которые можно продавать в Европу, даже не перерабатывая. Это уступки со стороны России, так же как и уступки на перевозку нефтепродуктов.

Пока Беларусь перегружает нефтепродукты через Прибалтику. Я думаю, что этот процесс будет идти еще долго. Но на него могут повлиять изменения в отношениях между Беларусью и Прибалтикой, например, по поводу атомной станции, которую Россия строит, и которая вызывает большое недовольство у Литвы. Тогда, возможно, это будет дополнительным стимулом для белорусских компаний перенаправить потоки на Россию.

Авторы: Диана Шибковская (Минск) и Юлия Рулёва (Москва) 

Источник: Евразия.Эксперт, 20.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики