Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Глава украинского Минюста Павел Петренко заявил, что после сегодняшнего решения хозяйственного суда Киева, взыскивать с Газпрома штраф можно посредством любого имущества должника.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Нынешние действия Украины являются продолжением их стратегии на максимализацию претензий к Газпрому. Причем если раньше Украина пыталась увеличить сумму своих претензий к Газпрому в рамках Стокгольмкого арбитража, то теперь претензии идут и по другим направлениям. Формально все эти суммы не могут быть суммированы, так как в Стокгольме судится Нафтогаз и Газпром, а нынешнее решение украинского суда лежит в рамках претензий Антимонопольной службы "незалежной" к Газпрому. Отдельным делом является претензии Украины к России по взысканию убытков от потери крымского Черноморнефтегаза.

Если рассматривать этот отдельный сегмент, касающийся нынешнего решения украинского суда, то важно понимать подоплеку. В прошлом году антимонопольная служба обвинила Газпром в том, что тот занимает монопольное положение в сегменте транзита газа. Это, конечно, абсурд, так как Газпром не занимается транзитом газа через Украину в принципе. Он нанимает для этого Укртрансгаз, которая и оказывает российскому концерну эту услугу. Поэтому формально судить нужно государственный Укртрансгаз. Но естественно, что никто этого делать не станет, так как цель первоначального иска была создать Газпрому долг перед Украиной. Тогда можно было бы изъять собственность Газпрома на Украине. У российского концерна таковой на Украине фактически нет. Киев сумел найти и арестовать только мелкие активы.

Самое главное, что проходящий транзитом в Европу через Украину газ принадлежит Газпрому. Точка сдачи-приемки газа находится в Австрии (для большей части транспортируемых объемов газа). Прошлый год был самым сложным для Украины с точки зрения подготовки к зиме. В ПХГ был исторический минимум газа, власти объявили ЧС в энергетики и т.д. Именно тогда был риск нехватки газа. В этом случае киевские власти встали бы перед выбором отобрать транзитные объемы (фактически украсть российский газ) или заморозить население, отключив отопление. Чувство политического самосохранения подсказывало, что нужно будет воровать российский газ. Для того, чтобы как-то красиво это оформить и был инициирован иск к Газпрому и искусственно создан долг. В счет погашения этого долга и предполагалось забрать транзитный газ. В этом году подготовка к зиме прошла лучше. Поэтому риски нехватки газа зимой меньше. Однако рычаг давления на Газпром в виде изъятия собственности, а именно транзитного газа Киев решил себе оставить.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 20.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики