Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Глава украинского Минюста Павел Петренко заявил, что после сегодняшнего решения хозяйственного суда Киева, взыскивать с Газпрома штраф можно посредством любого имущества должника.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Нынешние действия Украины являются продолжением их стратегии на максимализацию претензий к Газпрому. Причем если раньше Украина пыталась увеличить сумму своих претензий к Газпрому в рамках Стокгольмкого арбитража, то теперь претензии идут и по другим направлениям. Формально все эти суммы не могут быть суммированы, так как в Стокгольме судится Нафтогаз и Газпром, а нынешнее решение украинского суда лежит в рамках претензий Антимонопольной службы "незалежной" к Газпрому. Отдельным делом является претензии Украины к России по взысканию убытков от потери крымского Черноморнефтегаза.

Если рассматривать этот отдельный сегмент, касающийся нынешнего решения украинского суда, то важно понимать подоплеку. В прошлом году антимонопольная служба обвинила Газпром в том, что тот занимает монопольное положение в сегменте транзита газа. Это, конечно, абсурд, так как Газпром не занимается транзитом газа через Украину в принципе. Он нанимает для этого Укртрансгаз, которая и оказывает российскому концерну эту услугу. Поэтому формально судить нужно государственный Укртрансгаз. Но естественно, что никто этого делать не станет, так как цель первоначального иска была создать Газпрому долг перед Украиной. Тогда можно было бы изъять собственность Газпрома на Украине. У российского концерна таковой на Украине фактически нет. Киев сумел найти и арестовать только мелкие активы.

Самое главное, что проходящий транзитом в Европу через Украину газ принадлежит Газпрому. Точка сдачи-приемки газа находится в Австрии (для большей части транспортируемых объемов газа). Прошлый год был самым сложным для Украины с точки зрения подготовки к зиме. В ПХГ был исторический минимум газа, власти объявили ЧС в энергетики и т.д. Именно тогда был риск нехватки газа. В этом случае киевские власти встали бы перед выбором отобрать транзитные объемы (фактически украсть российский газ) или заморозить население, отключив отопление. Чувство политического самосохранения подсказывало, что нужно будет воровать российский газ. Для того, чтобы как-то красиво это оформить и был инициирован иск к Газпрому и искусственно создан долг. В счет погашения этого долга и предполагалось забрать транзитный газ. В этом году подготовка к зиме прошла лучше. Поэтому риски нехватки газа зимой меньше. Однако рычаг давления на Газпром в виде изъятия собственности, а именно транзитного газа Киев решил себе оставить.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 20.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики