Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Киев решил оставить себе рычаг давления на Газпром

Глава украинского Минюста Павел Петренко заявил, что после сегодняшнего решения хозяйственного суда Киева, взыскивать с Газпрома штраф можно посредством любого имущества должника.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Нынешние действия Украины являются продолжением их стратегии на максимализацию претензий к Газпрому. Причем если раньше Украина пыталась увеличить сумму своих претензий к Газпрому в рамках Стокгольмкого арбитража, то теперь претензии идут и по другим направлениям. Формально все эти суммы не могут быть суммированы, так как в Стокгольме судится Нафтогаз и Газпром, а нынешнее решение украинского суда лежит в рамках претензий Антимонопольной службы "незалежной" к Газпрому. Отдельным делом является претензии Украины к России по взысканию убытков от потери крымского Черноморнефтегаза.

Если рассматривать этот отдельный сегмент, касающийся нынешнего решения украинского суда, то важно понимать подоплеку. В прошлом году антимонопольная служба обвинила Газпром в том, что тот занимает монопольное положение в сегменте транзита газа. Это, конечно, абсурд, так как Газпром не занимается транзитом газа через Украину в принципе. Он нанимает для этого Укртрансгаз, которая и оказывает российскому концерну эту услугу. Поэтому формально судить нужно государственный Укртрансгаз. Но естественно, что никто этого делать не станет, так как цель первоначального иска была создать Газпрому долг перед Украиной. Тогда можно было бы изъять собственность Газпрома на Украине. У российского концерна таковой на Украине фактически нет. Киев сумел найти и арестовать только мелкие активы.

Самое главное, что проходящий транзитом в Европу через Украину газ принадлежит Газпрому. Точка сдачи-приемки газа находится в Австрии (для большей части транспортируемых объемов газа). Прошлый год был самым сложным для Украины с точки зрения подготовки к зиме. В ПХГ был исторический минимум газа, власти объявили ЧС в энергетики и т.д. Именно тогда был риск нехватки газа. В этом случае киевские власти встали бы перед выбором отобрать транзитные объемы (фактически украсть российский газ) или заморозить население, отключив отопление. Чувство политического самосохранения подсказывало, что нужно будет воровать российский газ. Для того, чтобы как-то красиво это оформить и был инициирован иск к Газпрому и искусственно создан долг. В счет погашения этого долга и предполагалось забрать транзитный газ. В этом году подготовка к зиме прошла лучше. Поэтому риски нехватки газа зимой меньше. Однако рычаг давления на Газпром в виде изъятия собственности, а именно транзитного газа Киев решил себе оставить.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 20.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики