Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дания готовит новый «сюрприз» для «Северного потока-2»

Дания готовит новый «сюрприз» для «Северного потока-2»

Получение компанией Nord Stream 2 всех разрешений на строительство "Северного потока-2" в I-II квартале 2018 года теоретически должно запустить строительство, но этому попытается помешать Копенгаген. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Сейчас Дания готовит законопроект, который может быть принят в начале 2018 года. Он введет нормы, что строительство трубопроводов в территориальных водах страны нужно рассматривать не только с точки зрения экологии, но также на соответствие экономическим и национальным интересам Дании. То есть разрешение должны дать не только правительственные экологи, но и МИД, и Минобороны.
 
После принятия этот закон "задним числом" Копенгаген планирует применить в "Северному потоку-2", чтобы заблокировать проект. Но здесь всплывет масса нюансов. Для начала, новые законы в принципе нельзя применять к ранее поданным заявкам – это двойные стандарты. С другой стороны, Дании придется доказать, что новый российский газопровод вредит ее национальным интересам", - отмечает специалист.
 
Сегодня в компании Nord Stream 2, занимающейся реализацией проекта "Северный поток-2", сообщили "Газете.Ru": все разрешения на прокладку газопровода компания намерена получить в первом-втором квартале 2018 года. Начало строительства запланировано уже на второй квартал 2018-го. Заявки, напомним, были поданы Швеции, Дании, Германии и Финляндии. Берлин заявил о готовности одобрить проект, в Хельсинки признали: юридических оснований для отказа нет.
 
"Если Дания все же успеет принять законопроект и решит применить его в нарушение действующих норм к ранее поданной заявке, "Газпром" может опротестовать эти действия. В этом случае Копенгагену придется многое объяснять. Например, почему уже действующий "Северный поток-1" не противоречит интересам страны, а второй параллельный трубопровод вдруг стал опасен. При этом "Газпром" станет прокладывать новую "трубу" в рамках тех же требований Дании, что строил предыдущую", - подчеркивает эксперт.

От ультиматумов к абсурду

"Северный поток-2" должен быть проложен по дну Балтийского моря рядом с уже проложенным "Северным потоком-1" в 2018 году и введен в эксплуатацию в 2019-м. Совокупная мощность обеих "труб" – 110 миллиардов кубометров газа в год. Предполагается, что второй газопровод вместе с европейской ниткой "Турецкого потока" позволит России избавиться от газового транзита по Украине, с которой в конце 2019-го у Москвы истекают контрактные договоренности. Киев не раз заявлял, что намерен существенно повысить цену транзита в новом договоре.
 
Еврокомиссия не перестает добиваться от Евросоюза мандата, чтобы вести переговоры с "Газпромом" на строительство "Северного потока-2". Глава этого органа Клод Юнкер на днях констатировал: у стран-членов ЕС нет особого желания делегировать такие полномочия. При этом Еврокомиссия прославилась тем, что стремится торпедировать российский проект, используя любые возможности. Еще летом Евросоюз ответил на попытки получить мандат категорическим отказом, но ЕК попыток не оставляет.
 
"Европейские противники строительства газопровода "Северный поток-2" предприняли уже все мыслимые попытки, чтобы заблокировать проект, и когда ничего не получилось перешли к абсурдным сценариям – законопроект Дании один из них. Но это пока последнее препятствие, которое может грозить проекту. И вряд ли оно станет серьезным барьером из-за юридических нарушений.
 
Чтобы получить мандат на переговоры по строительству "Северного потока-2", Еврокомиссии требуется согласие на это не только от всех стран Евросоюза, но и от самой России. Понятно, что сторонники прокладки газопровода в ЕС не склонны идти на поводу у ЕК. А согласие Москвы внезапно на такой шаг будет означать ее желание приостановить проект на неопределенный срок.
 
Последнее, что может грозить "Северному потоку-2" – введение Вашингтоном в действие августовского пакета антироссийских энергосанкций. В этом случае "Газпрому" придется решать вопрос с арендой корабля-трубоукладчика – собственных судов такого профиля у российской компании нет. А экономические ограничения не позволят заключать долгосрочные контракты с владельцами кораблей, так как будут превышены оговариваемые санкциями суммы", - заключает Игорю Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 20.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики