Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Курдская рулетка «Роснефти»

Курдская рулетка «Роснефти»

«Роснефть» начала новый нефтяной проект совместно с Иракским Курдистаном. 

Российская нефтяная корпорация и правительство Иракского Курдистана объявили о начале реализации проекта по эксплуатации нефтепровода в курдском регионе, доля российской компании может оставить 60%, сообщается на сайте компании.

Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты полагают, что затея носит скорее политический характер, с целью обозначить присутствие России в этом взрывоопасном регионе и сопряжена со значительными рисками.

Иракское правительство, с которым Москву связывают оружейные сделки на миллиарды долларов, и которое отказалось признать ранее проведенный в Иракском Курдистане референдум о независимости уже вступило против сделки. Ранее заключенное российско-иракское соглашение стоимостью в 1 млрд долларов, помимо тяжелых огнеметных систем «Солнцепек», предусматривает поставку Багдаду крупной партии артиллерийского и минометного вооружения. Из-за сомнительной нефтяной выгоды Россия рискует лишиться крупного покупателя своего оружия.

В сообщении говорится, что доля «Роснефти» в проекте может составить 60%. Другим участником проекта c долей участия 40% будет компания KAR Group – текущий оператор нефтепровода.

«Вхождение в инфраструктурный проект будет способствовать достижению стратегических целей компании и позволит повысить эффективность транспортировки нефти конечным потребителям, включая поставку нефти из Курдистана на нефтеперерабатывающие заводы Роснефти в Германии», — сказал глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Сумма контракта оценивается в 400 млн долларов.

Для немецких заводов «Роснефть» закупает нефть на международном рынке, говорится в ее отчете. В 2015 г. было куплено 12,6 млн т (+28,8% к 2015 г.) на 248 млрд руб. Теперь значительная часть поставок, как рассчитывается, будет идти с нефтяных полей Иракского Курдистана. При этом, уже три года продолжается конфликт между властями Ирака и курдами: последние начали экспортировать нефть без согласия Багдада, посчитав, что Ирак не выполняет обязательства по перечислению им средств от продажи нефти. В прошлом году стороны начали переговоры, которые пока не привели к успеху. Особую остроту проблеме придает то, что недавно в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости. Турция, Иран, официальный Багдад, а также западные державы выступили против референдума. Израиль высказал полную поддержку, Россия воздержалась.

На данный момент ни одно государство мира не признало независимость Курдистана. В то же время, иракские власти, проводят военные операции в приграничных районах, давая понять, что не намерены отрекаться от курдских территорий, составляющих треть национального нефтяного богатства.

«С точки зрения «Роснефти» это выгодная сделка. Как с точки зрения себестоимости добычи нефти, так и по удобствам транспортировки в Германию, где «Роснефть» владеет нефтеперерабатывающими заводами. Это все же не то, что возить «черное золото» из Венесуэлы. Однако существуют вполне серьезные риски, связанные с непризнанием итогов курдского референдума, что чревато вооруженным вмешательством сторонних сил (Ирак, Турция), с целью не допустить создания курдского государства, в укреплении экономического ядра которого Россия сейчас участвует», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Создания курдского государства не хочет никто из соседей. Тем не менее, курдов используют все кому не лень от американцев,  с целью сдерживания ИГИЛ (террористическая организация – запрещена в России), до Ирана (где также значительная курдская община), Ирака и Турции, умело играющей на внутренних противоречиях курдских группировок. Создание курдского государства будет означать отторжение значительных территорий от соседних государств, что породит коллапс по сравнению с которым рождение ИГИЛ покажется лишь детской шалостью. С другой стороны, на словах сверхдержавы признают право многомиллионного курдского народа на самоопределение, когда это им выгодно. Сейчас в эту рискованную игру включилась и Россия. 

«Думаю, с учетом рисков «Роснефть» здесь выступает скорее не как коммерческий агент, а в роли геополитического инструмента. Здравый смысл подсказывает, что даже после побед на ИГИЛ терроризм в регионе быстро победить не получится. С другой сторон, соседние страны вполне могут пойти на силовую акцию, с целью ликвидации курдской государственности. И даже если высадить туда российских десантников с целью нейтрализации угрозы и защиты интересов «Роснефти», то нормальных условий для ведения бизнеса там не предвидится еще долго. С другой стороны, вложенные «Роснефтью» 400 млн долларов, это всего лишь половина наших федеральных расходов на Чечню. Государство найдет возможность компенсировать нефтянке потери, в случае неудачи с курдским проектом. Зато появилась возможность застолбить еще одну «сферу влияния». Пусть даже и с сомнительной экономической отдачей», — сказал «Гражданским силам.ру» политолог Дмитрий Орешкин.

Автор: Сергей Путилов 

Источник: Гражданские силы.ru, 20.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики