Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба раздора: «Оператор ГТС» как способ борьбы Порошенко за активы «Нафтогаза»

Труба раздора: «Оператор ГТС» как способ борьбы Порошенко за активы «Нафтогаза»

Процесс реорганизации газовой отрасли Украины и формирования филиала "Оператор ГТС" вызван только борьбой разных сил за активы и  сферы влияния, а доводы про соответствие европейским нормам - не более чем риторика. 
 
О том, что оператор газотранспортной системы Украины будет выделен в отдельную структуру в течение трех месяцев, заявил вице-премьер страны по вопросам энергетики Владимир Кистион.
 
"Отделение ГТС от "Нафтогаза" состоится в течение максимум трех месяцев", - отметил Кистион, добавив, что партнерами по развитию ГТС могут стать словацкая Eustream и итальянская Snam.
 
"Определенная работа уже проводится. Есть словацкая компания Eustream, присматривается Snam", - сказал вице-премьер. 
 
Ранее в начале месяца стало известно, что "Нафтогаз Украины" принял решение о внутренней реорганизации "Укртрансгаза"  (дочки "Нафтогаза") с целью создания в его структуре филиала "Оператор ГТС Украины". Реорганизация является этапом выделения функции оператора ГТС, предусмотренного постановлением правительства.
 
Формально, как говорил ранее ФБА "Экономика сегодня" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, делается это для приведения своей газотранспортной инфраструктуры в соответствие нормам европейского законодательства, а это значит, что Третий энергопакет ЕС распространится и на Украину.
 
Напомним, что этот документ обязывает энергокомпании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставлять доступ к магистралям третьей стороне.Можно совмещать добычу и сбыт, но с транспортировкой совмещать нельзя.

Кабмин против "Нафтогаза"

Ссылки на европейские нормы являются в данном случае инструментом, который используют различные силы в стране для контроля над газовым бизнесом, поясняет ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Идет конфликт между правительством, подчиняющимся Порошенко, и руководством "Нафтогаза" (главой компании Андреем Коболевым и директором по развитию Юрием Витренко), назначенным еще Яценюком. Менеджмент "Нафтогаза" озабочен вопросом дележа активов, в частности, тем, как жить после 2019 года, когда закончится контракт на транзит. Может случиться, что по окончании контракта "Нафтогаз" вообще перестанет существовать. И куда пойдут эти менеджеры? Конечно, им хочется сохранить у себя какие-то активы. Для этого они пытаются заранее взять под контроль различные части "Нафтогаза", - говорит эксперт.
 
В частности, руководство компании предлагает сохранить под своим контролем "Укртрансгаз" - чтобы компания в дальнейшем занималась вопросами транзита, продажей газа внутри страны и т.д. В Кабмине же не хотят оставлять "Нафтогазу" такой широкий спектр полномочий.
 
Соответственно, отметил Митрахович, инициатива по реорганизации "Укртрансгаза" и создания отдельной структуры "Оператора ГТС" - как раз проявление тех самых намерений правительства вывести часть важных функций из-под контроля менеджмента "Нафтогаза".  

Рискованный бизнес

Озвученное вице-премьером Владимиром Кистионом возможное участие иностранных партнеров в развитии ГТС Станислав Митрахович оценивает скептически.
 
"Понятно, что западные инвесторы не будут спешить приходить на Украину независимо от проевропейских реформ газового рынка. Зачем им идти туда, где нет гарантий полноценной загрузки "трубы" после 2019 года? Быть партнерами в отдельных зонах - да, но входить в акционерный капитал сотнями миллионов долларов, чтобы быть акционерами ГТС без гарантий - значит, выкинуть деньги на ветер", - сказал эксперт.  
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 23.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики