Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые газопроводы в ЕС: что ждет транзит газа через Беларусь и Украину

Новые газопроводы в ЕС: что ждет транзит газа через Беларусь и Украину

Продолжающееся строительство «Газпромом» новых газопроводов из России в ЕС – «Северного потока-2» и «Южного потока» – приведет к появлению незагруженных транзитных мощностей. Это значит, что транзит газа потенциально может сократиться по украинско-польскому или белорусско-польскому направлениям. Однако продолжение рекордного роста спроса в ЕС на «голубое топливо» из России может привести в будущем даже к строительству «Северного потока-3». 

Польша саботирует «Северный поток-2» 

В последнее время вновь разгораются страсти вокруг проектов по строительству газопроводов из России в Европу. На днях министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что проект по поставке азербайджанского газа в Европу – «Южный газовый коридор» (ЮГК) – позволит европейским потребителям диверсифицировать источники поставки газа. В целом верно: азербайджанский газ действительно придет в Европу. Но проблема в объеме.  Из 10 млрд. куб. м газа, на которые рассчитана пропускная способность газопровода, 8 пойдут в Италию, по одному – в Грецию и Болгарию.

Ранее акционеры проекта разработки месторождения Шах-Дениз на шельфе Азербайджана планировали увеличить мощность газопровода в Европу до 20 млрд. куб. м. Но сейчас Баку испытывает проблемы с добычей газа. Производственных мощностей не хватает, чтобы одновременно исполнять экспортные контракты и снабжать внутренних потребителей. В итоге Государственная нефтяная компания Азербайджана договорилась с «Газпромом» о закупке до 5 млрд. куб. м российского газа в год. Так что перспективы роста экспорта из Азербайджана весьма туманны.

Показательно, что «Южный газовый коридор» решила прорекламировать именно Польша. Страна – давний противник российского проекта «Северный поток-2». Именно польский антимонопольный регулятор заблокировал создание СП «Газпрома» и европейских компаний для реализации проекта строительства нового газопровода по дну Балтийского моря.

Нынешние заявления Ващиковского – не свидетельство его заботы об энергобезопасности ЕС, а попытка привести еще одно доказательство ненужности «Северного потока-2». Но аргумент явно неудачный, так как российский проект и ЮГК будут работать на разных рынках.

Причем азербайджанский газ ни при каких обстоятельствах до Польши не дойдет. 

География поставок в Европу 

Постоянные выступления Варшавы против российских газовых проектов зачастую объясняют страхом Польши потерять транзит сырья по своей территории. Но это не так. Транзит через Беларусь и Польшу сохранится при любом раскладе. Поэтому обе страны могут спать спокойно.

В 2016 г. «Газпром экспорт» поставил в европейские страны 178,3 млрд. куб. м газа. Из них 146,2 млрд. – в страны Западной Европы и Турцию и еще 32,1 млрд. куб. м – на рынки Восточной и Центральной Европы. Для доставки газа потребителям использовалось четыре маршрута:

• «Северный поток» (приходит в Германию). Загрузка газопровода в 2016 г. составила 80% - 43,8 млрд. куб. м газа из 55 млрд. полной пропускной способности.

• ГТС Украины (включая южную ветку на Турцию). Транспортировка в 2016 г. составила 82,2 млрд. куб. м газа.

• По территории Беларуси проходит транзитом около 40 млрд. куб. (32,9 млрд. куб. м газа в год – газопровод «Ямал – Европа», 7,1 млрд. куб. м – другие газопроводы на территории республики).

• «Голубой поток» - морской газопровод из России в Грузию.

Транзит российского газа через Беларусь 

Отказываться от белорусско-польского маршрута транзита газа «Газпром» не станет по нескольким причинам.

Во-первых, это один из наиболее выгодных с экономической точки зрения маршрутов. Тем более, «Газпром» является собственником газопровода на территории Беларуси.

Во-вторых, из-за сокращения добычи газа в Северном море дополнительный спрос на газ возникает именно в северо-западной Европе, куда доставлять газ удобно прежде всего по белорусскому маршруту.

В-третьих, даже при реализации всех новых газопроводных проектов «Газпрому» не удастся отказаться не только от белорусского маршрута, но и от украинского.  

Транзит российского газа через Украину 

Последний тезис стоит рассмотреть подробнее. «Газпром» строит два новых газопровода: «Северный поток-2» мощностью 55 млрд. куб. м газа в год и «Турецкий поток» – две нитки суммарной мощностью 31,5 млрд. куб. в год. То есть в случае реализации обоих проектов «Газпром» получит возможность прокачивать в Европу дополнительно 86,5 млрд. куб. м газа в год.

Однако есть несколько нюансов. Есть неопределенность со второй ниткой «Турецкого потока» (15,75 млрд. куб. м в год). Первая будет снабжать турецких потребителей тем газом, который ранее шел транзитом через Украину и Болгарию. А вот куда и на каких условиях пойдет вторая нитка «Турецкого потока», непонятно. Пока она строится в Турцию, а к моменту готовности «Газпром» рассчитывает договориться об участке на территории ЕС. В идеале концерну хотелось бы построить ее по старому маршруту «Южного потока» – через Болгарию, Сербию, Венгрию и завести в Австрию, где сейчас расположена точка сдачи-приемки газа (хаб Баумгартен).

Вторая оговорка – в октябре Высший земельный суд Дюссельдорфа разрешил «Газпрому» загрузить 90% мощностей газопровода OPAL (одно из двух продолжений «Северного потока» в Германии). Это позволит «Газпрому» прокачивать по «Северному потоку» дополнительно примерно 10-12 млрд. куб. м. Итого максимальная прибавка транспортных мощностей «Газпрома» к концу 2019 г. составит примерно 98,5 млрд. куб. м.

При сохранении объемов экспорта российского газа на уровне 2016 г. новые мощности позволили бы полностью отказаться от использования украинской ГТС, и еще часть трубопроводных мощностей оказалась бы недозагружена. Профицит транспортных мощностей составит 16,3 млрд. куб. м газа в год.

Однако за период с 1 января по 15 октября 2017 г. «Газпром» нарастил экспорт газа в дальне зарубежье на 10,3%. Если предположить, что темпы сохранятся до конца года, значит, в 2017 г. экспорт газа вырастет на 18,4 млрд. куб. м до 196,7 млрд. куб. м. 

«Северный поток-3» 

Если столь высокий спрос на российский газ сохранится в долгосрочной перспективе, то «Газпрому» для транзита газа в Европу придется использовать украинскую ГТС либо строить новый обходной газопровод. Зампред правления Александр Медведев уже пошутил насчет необходимости реализации проекта «Северный поток-3».

Однако целесообразней сейчас было бы не нервировать европейские власти разговорами о новых газопроводах. Недавно зампред Еврокомиссии по вопросам Энергосоюза Марош Шефчович заявил, что ЕС хотел бы получать российский газ по трем маршрутам, а не по двум, а значит, «Газпром» должен сохранить транзит через Украину после 2019 г. В ответ можно было бы предложить устраивающий всех вариант: европейцы должны наращивать закупки российского газа, и тогда даже новых газопроводов не хватит, чтобы оставить Украину без транзита.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 22.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики