Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина готовится вновь признать нужность российского газа

Украина готовится вновь признать нужность российского газа

Киев все чаще стал допускать возможность возвращения к прямым закупкам российского газа. Хотя, казалось бы, сотрудничество по этому вопросу со «страной-агрессором», угрожающей «энергетической независимости», должно быть полностью под запретом. Что же происходит с Украиной и какую роль в этом играет предстоящее решение Стокгольмского арбитража?

Киев может вернуться к закупкам газа у России, если точка учета газа будет перенесена с западной на восточную границу Украины, заявил вице-премьер Украины Владимир Кистион в интервью украинскому изданию «Экономическая правда».

«Никогда не говори никогда. При этом мы должны понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Мы можем проанализировать предыдущий опыт, когда нас привлекательными условиями привязывали, а потом решали все свои вопросы. Если бы мы перенесли точку учета транзита на восточную границу, такой вариант можно было бы рассматривать. В нынешнем формате это (закупка газа в России - ред.) очень рискованно и безответственно», - сказал Кистион, отвечая на вопрос, не логично было бы хотя бы частично вернуться к закупкам газа прямиком в России. Как известно, сейчас российский газ Украина покупает с наценкой через посредников в Европе - реверсом, и называет это «энергетической независимостью».

Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в августе не исключал возобновления даже закупки газа у России напрямую, если будет критический случай, что возможно во время отопительного сезона.

Если раньше Киев и «Нафтогаз» хвались и ставили себе в заслугу тот факт, что не покупают газ у «страны-агрессора», то теперь стали допускать такую возможность и вспомнили о выражении «никогда не говори никогда». Почему же украинская риторика относительно российского газа так поменялась?

Судя по всему, Украина готовит почву для реального возвращения к прямой покупке российского газа, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, предподаватель Финансового университета Игорь Юшков. Причина – в ожидаемом в конце ноября решении Стокгольмского арбитража по обоюдным искам Нафтогаза и Газпрома друг к другу. И хотя Украина летом пыталась убедить всех, что выйдет из этого дела победителем, чем ближе решение, тем больше видна информационного подготовка страны к проигрышу иска. 

 

Исходя из предварительного решения Стокгольма, арбитраж не отменяет целиком контракт, а во-вторых, он не отменяет условие «бери или плати» на действующие периоды. «За прошлые годы, скорее всего, штрафных санкций для Украины за невыполнение этого условия не будет, но для текущего периода это условие сохранится. Возможно, оно будет пересмотрено по объемам, но оно сохранится», - говорит Юшков.

Это значит, что как только Стокгольм огласит свое решение, Нафтогазу придется снова начать закупать газ у России напрямую, чтобы не нарушить условие «бери или плати» и не нарваться на крупные штрафы, уверен Юшков. Ведь это не Россия или контракт требует, а уже европейский суд. У Киева не будет другого выбора, как выполнять решение суда. 

Интересно, что это окажется для Украины намного выгодней, чем текущее положение. Ведь в таком случае реверсная схема - а значит, и европейские посредники - будет ликвидирована, а цена на газ непосредственно из России окажется ниже, чем из Европы.

«Нафтогаз перестал покупать российский газ. Украина его покупает через европейских газовых трейдеров. Компании ЕС увеличивают покупку газа у Газпрома, а Нафтогаз переплачивает от 40 до 60 долларов за тысячу кубометров», - отмечает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук. 

«В целом к этому отопительному сезону по газу Украина подготовилась гораздо лучше, чем в прошлом году. Если тогда был исторический минимум в ПХГ, то сейчас они закачали примерно на 3 млрд кубов больше от прошлого объема», - отмечает Юшков. Однако есть важные нюансы, которые делают прохождение зимы Украиной не таким простым, как кажется на первый взгляд.

«В прошлую зиму Украина заходила в хорошей ситуации с углем. Она полным ходом закупала дешевый уголь у Донбасса и у России. Сейчас ситуация с газом лучше, а с углем хуже. Украина больше не закупает донбасский уголь, снижает закупки у России. Но сокращая потребление угля, она увеличивает потребление газа. Поэтому газа накопили больше, но и потребляют-то теперь тоже больше», - говорит Юшков.

Наконец, важен непредсказуемый климатический фактор - насколько холодная и продолжительная будет зима. «Самое страшное обычно происходит в конце отопительного сезона, когда ежесуточные объемы отбора газа из ПХГ снижаются из-за давления», - напоминает Юшков.  

А что касается условия, которое ставит вице-премьер Украины Кистион для покупки российского газа, то оно бредовое. «Украинский вице-премьер не совсем понимает, о чем говорит. Он пытается увязать совершенно несвязанные между собой вещи – точки сдачи-приема газа Газпромом европейским компаниям и условия закупки газа непосредственно Нафтогазом у Газпрома», - считает Игорь Юшков.

Украина озвучивала подобную идею неоднократно. Логика Украины, считает собеседник такова: Газпром строит обходные газопроводы, потому что боится, что транзитный газ по украинской территории будет изыматься (вороваться) Украиной. Если точки сдачи-приемки перенести на границу России и Украины, то дальнейшая судьба газа будет уже проблемой не Газпрома. И, следовательно, ему уже не нужно будет строить обходные газопроводы.

Однако с этим предложением Киев уже давно опоздал. «Турецкий поток» уже строится по дну Черного моря, «Северный поток-2» готов к началу строительства – закуплены трубы, нанята трубоукладочная компания, привлечены кредиты, осталось лишь получить несколько разрешений.

«Украина хочет переложить риски транзита на самих европейцев. При этом не спросив мнение ни у ЕС, ни у России», - говорит Юшков. И если Газпром после 2019 года, когда закончится транзитный контракт с Нафтогазом, теоретически мог бы на это пойти, то вот Европа со своим мнимым доверием украинской ГТС, - брать дополнительные риски явно не захочет. Ровно так же, как это было после кризиса зимы 2008-2009 годов. Тогда Европе тоже предлагали перенести точку приема-сдачи газа, но Брюссель рисковать не любит. Ведь так удобно выставить штрафы Газпрому за непрокачку газа европейским потребителям, и чтобы он сам разбирался с Украиной. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 23.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики