Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главное — не надорваться

Главное — не надорваться

Россия серьезно продвинулась в реализации проекта «Южный поток» и других «обходных» маршрутов экспорта углеводородов. Однако есть риск, что цена этих побед может оказаться слишком высокой

Здесь, в районе города Унеча, проходит последний российский участок нефтепровода «Дружба». И именно отсюда начнется строительство трубопровода БТС-2, который развернет половину нефти из «Дружбы» в российский порт на Балтике

Амбициозный проект газопровода «Южный поток», который должен обеспечить экспорт российского газа в Италию, на Балканы и в Центральную Европу в обход действующего маршрута через территорию Украины, был анонсирован «Газпромом» и итальянской энергокомпанией ENI в еще июне 2007 года. Полтора последних года проект не мог сдвинуться с мертвой точки. Но 15 мая в Сочи на встрече российского премьер-министра Владимира Путина и его итальянского коллеги Сильвио Берлускони ситуация изменилась.

Непосредственно перед встречей премьеров глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал соглашения о прокладке трубопровода с представителями энергокомпаний из Греции, Болгарии и Сербии, по территории которых должен пройти «Южный поток». Следом представители «Газпрома» и ENI подписали дополнения к меморандуму о взаимопонимании. В нем стороны наконец-то обозначили конкретные сроки реализации проекта: его сводное ТЭО должно быть готово до 1 июля 2010 года, не позднее 31 декабря 2015 года трубопровод надлежит ввести в строй. Но самое главное, достигнута договоренность увеличить проектную мощность сооружения вдвое — до 63 млрд кубометров в год. При таких параметрах «Южный поток» протяженностью около трех тысяч километров становится крупнейшим газопроводом в Европе. Господин Миллер преподнес общественности еще один сюрприз, заявив, что стоимость мегатрубы составит всего 8,6 млрд евро, что в несколько раз меньше прежних оценок ее более скромного варианта. «Упомянутая сумма складывается из стоимости подводной (2,3 миллиарда евро) и наземной (6,3 миллиарда) частей газопровода, — рассказал нам пресс-секретарь главы “Газпрома” Сергей Куприянов. — Расчеты сделаны для мощности в 47 миллиардов кубометров (такой вариант расширения трубопровода был озвучен несколько месяцев назад. — “Эксперт”). Оценка стоимости для мощности газопровода в 63 миллиарда кубометров будет произведена позднее».

Безусловно, договоренности с транзитерами и итальянской стороной переводят «Южный поток» из разряда абстрактной идеи в проект, близкий к реализации. Но означают ли они, что строительству дан зеленый свет? Ответ отрицательный. Во-первых, меморандум и нынешние дополнения к нему не накладывают на стороны юридических обязательств. Во-вторых, есть еще один серьезный и до сих пор не решенный вопрос, тормозящий начало строительства. Подводную часть газопровода в Черном море необходимо прокладывать в 200−мильной морской экономической зоне одной из третьих стран, разрешение от которой надо еще получить. Изначально предполагалось, что труба пройдет по дну украинской морской прибрежной зоны. Однако Украина негативно относится к российским проектам в обход ее собственной территории. Но если не она, тогда кто? Если взглянуть на карту, то сразу видна альтернатива — Турция. Видимо не случайно, что на следующий день после итальянцев в Сочи прибыл турецкий премьер Реджеп Эрдоган, с которым Владимир Путин в последнее время весьма успешно обсуждает вопросы энергетического сотрудничества. Вероятно, в рамках пакетных соглашений России удастся договориться о прокладке трубы в турецкой акватории, и старту «Южного потока» уже ничто не сможет помешать. Реальное же начало строительства будет зависеть от того, насколько быстро «Газпром» сможет получить гарантии, желательно правительственные, сбыта больших объемов российского газа в Италии и подписать привычные для себя долгосрочные контракты.

Нам нужна одна победа

Помимо прорыва в «Южном потоке» у России есть серьезные успехи еще в нескольких крупных углеводородных проектах.

В рамках первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан началось строительство ответвления на Китай — пока, правда, лишь с китайской стороны.

Почти незамеченным оказался старт строительства нефтепроводной системы БТС-2. Многие специалисты не верили в возможность реализации этого дорогостоящего проекта (ожидаемые капзатраты 4 млрд долларов). Однако в начале нынешнего месяца госмонополия «Транснефть» приступила к расчистке трассы. Компания уже завезла несколько тысяч тонн труб в Брянскую область, откуда нефтепровод пройдет в экспортный терминал на Балтике. Как нам сообщили в компании, 28 мая начнутся укладка и сварочные работы. Пуск БТС-2 означает, что около половины нефти из главного советского нефтепровода «Дружба» (единственный источник сырья для крупных НПЗ в Центральной и Восточной Европе и важный донор белорусского бюджета) будет переброшена в отечественный экспортный терминал в балтийском порту Усть-Луга.

Все это указывает на то, что поставленные ранее геополитические задачи — создать новые экспортные маршруты и диверсифицировать поставки углеводородов, снизить зависимость от Белоруссии и Украины, укрепить доминирующие позиции на европейском рынке — наши политики хотят решить быстро и любой ценой.

Заметим, что дело не ограничивается только прокладкой обходных маршрутов нефти и газа. Как нам сообщил компетентный источник, «Газпром» ведет переговоры с одной из мировых энергокомпаний о приобретении технологий по сжижению газа. Две новые судоверфи на Балтике, о строительстве которых было недавно объявлено, должны решить проблему с нехваткой ледокольного флота, необходимого для морских перевозок сжиженного топлива. Это может означать реанимацию капиталоемких идей, широко анонсированных несколько лет назад, но затем практически забытых, а также проектов по строительству заводов по сжижению газа и масштабному выходу российского газа на новые рынки, в частности на американский и японский.

Страстное желание россиян найти новые маршруты транспортировки нефти и газа в обход строптивых соседей вполне обоснованно: возможность выбора маршрутов важна, поскольку позволяет не зависеть от настроения монополии-транзитера. Уязвимость украинского канала, через который в Европу поступает около трех четвертей российского газа, стала очевидна в ходе январского конфликта. Как пояснили нам в «Транснефти», одно из оснований для ускорения реализации проекта БТС-2 — последствия недавнего указа президента Виктора Ющенко, предполагающего отказ от реверсного использования нефтепровода Одесса—Броды. После исполнения указа под вопросом могут оказаться поставки около 19 млн тонн российской нефти для европейских потребителей. Ведь, по замыслу Ющенко, вместо того чтобы перенаправлять часть наших углеводородов из «Дружбы» на юг, в Одесский экспортный порт, трубопровод необходимо использовать в обратном направлении, для обеспечения Польши и других восточноевропейских стран нефтью из каспийско-черноморского региона, в первую очередь из Азербайджана.

Мы за ценой не постоим

Наши геоэкономические успехи и продвижения очевидны. Беда лишь в том, что в нынешних условиях цена реализации российских углеводородных амбиций может оказаться запредельно высокой.

В рамках сочинских договоренностей отечественная газовая монополия пошла навстречу ENI, предоставив итальянской компании возможность дистрибуции газа из «Южного потока» в третьих странах. В «Газпроме» подтвердили, что вопросы маркетинга газа, поставляемого по «Южному потоку», согласованы, однако размер доли итальянцев сообщить отказались. Это серьезная уступка, достаточно заметить, что ранее в своих европейских контрактах монополия прямо запрещала своим партнерам перепродавать закупаемый газ. «Итальянцы, и в частности Берлускони, в западном сообществе играют роль нашего адвоката, который демонстрирует, что с Россией можно и нужно работать, — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но их лоббистские услуги нам обходятся очень недешево». Однако высокая цена дружбы еще не самая большая проблема.

Многие специалисты, включая отдельных представителей госкомпаний, называют проекты БТС-2 и «Южный поток» экономически неэффективными и даже разорительными. Комментируя сочинские соглашения, аналитики в один голос отмечают утопичность предполагаемых «Газпромом» капитальных затрат на «Южный поток» (напомним, называется цифра 8,6 млрд евро). «Проектная стоимость трубопроводов, особенно у нас, в ходе реализации легко вырастает в разы, — комментирует заявление главы “Газпрома” Константин Симонов. — Сейчас просто важно показать, что “Южный поток” стоит столько же, сколько “Набукко”, но при большей пропускной способности. Куда правдоподобнее выглядит ранее озвученная гендиректором “Газэкспорта” Александром Медведевым стоимость газопровода — 19–24 миллиарда евро, шокировавшая европейских инвесторов». Тему продолжает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: «Если отталкиваться от стоимости других проектов “Газпрома”, например от также прокладываемого под водой, но технически более простого “Северного потока”, получится, что “Южный поток” вместе с подводящими газопроводами в разных частях страны может обойтись в 60–70 миллиардов долларов». Заметим, что последняя из трех приведенных цифр сопоставима с посткризисной капитализацией «Газпрома» или с его годовой выручкой, не говоря уже о суммарном долге компании.

«Кризис не самое удобное время для реализации капиталоемких проектов, — комментирует происходящее Константин Симонов. — Стоимость заемных средств возрастает, а выручка “Газпрома” сокращается. Найти финансирование под “Южный поток” монополия сможет, только закладывая свои будущие контракты на поставку газа по этой же трубе, хотя в последние годы она прилагала максимум усилий, чтобы освободиться от опасных обременений». Затратные проекты в условиях кризиса могут негативно повлиять на экономическую устойчивость не только госкомпаний, но и всей страны, полагают некоторые аналитики. К тому же в условиях стагнирующей добычи нефти и газа для заполнения всех труб и всех направлений может просто не хватить.

Автор: Иван Рубанов

Источник: Эксперт-on line, 25.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики