Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США создали Украине «транзитную ловушку» в транспортировке российского газа

США создали Украине «транзитную ловушку» в транспортировке российского газа

Заявления американского посла на Украине Мари Йованович о потере Украиной 3% ВВП после запуска второй ветки "Северного потока" идут вразрез с реальной политикой США. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
 
"У Украины есть все шансы сохранить свой статус транзитера газа из России в Европу после 2019 года при сочетании двух условий. Главное – страна должна вести себя как надежный партнер и посредник. Развивать отношения с покупателем и демонстративно отворачиваться от продавца, как делает Киев сейчас, политика абсолютно недальновидная. Угрозы существенно повысить плату за транзит газа в Европу после истечения действующих контрактов также не добавляют сторонам иметь дело с импульсивным посредником.
 
Второе главное условие – в Европе должен сохраниться спрос на российский газ. На словам американские представители, включая Мари Йованович, заявляют о поддержке Украины по вопросам сохранения транзита газа в ЕС. На деле же политика США направлена на противодействие российскому топливу в Европе. То есть главный враг сохранения Украиной статуса транзитера – сами американские друзья Киева", - отмечает эксперт.
 
Посол США на Украине Мари Йованович заявила, что с вводом в эксплуатацию второй ветки газопровода "Северный поток" Украина потеряет до 3% ВВП.  По ее словам, новый газопровод значительно сократит объемы транзита "голубого топлива" по украинской территории. Однако США, по словам американки, надеются на украинскую энергореформу и изменения в компании-операторе "Нафтогаз". Все это, по мнению Йованович, должно привести к появлению "открытого рынка газа как для внутренних, так и для внешних инвесторов".
 
"Дипломат США имела ввиду приватизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины – то, чему страна упорно сопротивлялась многие годы при прежних властях. Украинская ГТС сильно изношена, ее модернизация оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Нынешние украинские власти, скорее всего, отдадут ее под приватизацию – законы, допускающие продажу системы американским или европейским инвесторам, приняты и действуют.
 
Хотя ГТС Украины и изношена, на фоне транзитных контрактов с Россией она все еще приносит немалые деньги. И будет приносить порядка 2 миллиардов долларов до конца 2019-го, пока не истекут договоренности. А если политически противодействовать строительству альтернативных газопроводов, станет источником хороших доходов еще на несколько лет. Важно понять: инвесторы, которые заинтересуются украинской ГТС, не будут вкладывать в ее модернизацию. Это лишь способ быстро и много заработать, пока ситуация не изменилась", - подчеркивает специалист.

Киев готовится потерять все

По мнению экспертов, если Киев все же изменит политику взаимоотношений с Россией, сохранить хотя бы частично позиции страны-транзитера будут все шансы. Это показывает элементарный подсчет. Сейчас Киев заявляет о возможности перекачивать 120 млрд кубометров газа в год, до недавнего времени реальный объем перекачки составлял около 80 млрд, сейчас из-за растущих потребностей Европы он превысил 90 млрд кубометров. "Северный поток-2" заберет из этого объема 55 млрд, "Турецкий поток" – еще 30 млрд кубометров. Возникает вопрос – как перегонять в Европу оставшиеся 10 миллиардов кубов в Восточную Европу и Молдавию?
 
ВВП Украины в 2016 году немного не дотянул до 94 миллиардов долларов, его прирост составил около полутора процентов. Озвученные Мари Йованович потери украинской экономики от прекращения газового транзита в 3% на этом фоне выглядят впечатляюще. Однако требования "Газпрома" к "Нафтогазу" в Стокгольмском арбитраже уже превысили 34 миллиарда долларов. Для сравнения – доходы бюджета Украины в нынешнем году  составят лишь 27,3 миллиарда долларов. Еще более трех миллиардов в американской валюте Киев рано или поздно выплатит в качестве возврата суверенного долга, ежедневно эта сумма растет из-за накапливающихся процентов.
 
"Предварительное решение Стокгольмского арбитража показало: судьи сделали все, чтобы максимально уменьшить долговое бремя Украины. Россию, конечно, этот вариант не устроил – вышестоящая инстанция решение пересмотрит. И довольно высока вероятность того, что из-за присужденных выплат Украине придется просто обанкротить "Нафтогаз".
 
Киев множит задолженности перед Россией и судебные разбирательства, чтобы уклониться от возврата долгов. Но рано или поздно платить придется. И если выплаты будут присуждены в том объеме, который требует российская сторона и ее компании, потеря газового транзита станет лишь каплей в море экономических проблем Украины. И банкротством "Нафтогаза" отделаться уже не удастся – вопрос будет стоять о признании финансовой несостоятельности всей страны", - заключает Алексей Гривач.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 24.10.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики