Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизель побил ценовые рекорды

Дизель побил ценовые рекорды

Из-за ремонта нескольких НПЗ стоимость этого топлива резко выросла

Нефтекомпании в последние месяцы существенно снизили поставки дизельного топлива на рынок из-за ремонта нескольких нефтеперерабатывающих заводов. В итоге  в октябре стоимость дизеля на заправках выросла на 25–30% по отношению к октябрю  прошлого года. Об этом свидетельствует статистика Росстата и данные нефтетрейдеров, с которыми ознакомились «Известия». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже посоветовала нефтяникам увеличить продажи топлива на бирже, чтобы к концу года цены стабилизировались. Об этом изданию рассказал источник, близкий к службе, информацию подтвердил представитель ФАС. 

Обычно осенью цены на бензин и дизель вслед за спросом демонстрируют снижение. Но в этом году российские НПЗ уводят в ремонт более значительные мощности, чем в прошлом. Как подсчитали для «Известий» в агентстве «Аналитика товарных рынков», суммарный простой мощностей составит 7,3 млн т, тогда как год назад за тот же период он составил не более 5,7 млн т. Простой на НПЗ неизбежно приводит к появлению дефицита топлива. 

За ценами на него пристально следит ФАС, стремящаяся удержать их рост в пределах инфляции.

— Мы обсудили ситуацию с компаниями, они в ответ указали, что уже увеличивают поставки, — рассказал «Известиям» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. — Относительно дизеля ФАС не видит предпосылок для дальнейшего роста цен, они уже падают, к примеру, на межсезонное топливо.

Как рассказал «Известиям» близкий к ФАС источник, служба недавно  рекомендовала  крупнейшим нефтяным компаниям («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть») увеличить продажи дизеля на бирже, чтобы насытить рынок и стабилизировать цены.  

Если розничные цены на бензин выросли незначительно (с октября прошлого года в среднем на 13–14%), то дизель подорожал сильнее — на 25–30%. Как свидетельствуют данные Росстата, если в октябре этого года средняя стоимость дизельного топлива была около 40 рублей за литр, то год назад литр дизеля стоил 32–33 рубля. Такой резкий рост был спровоцирован нефтяниками, резко снизившими поставки топлива на бирже в августе-сентябре этого года. 

На российском рынке сложился дефицит морозостойких сортов дизельного топлива, отметил в разговоре с «Известиями» гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

— Спрос находится как минимум на уровне прошлого года, но при этом в августе–октябре на бирже реализуется существенно меньше морозостойких марок дизтоплива, чем в этот же период 2016 года. Недостающие объемы частично покрывались за счет запасов и заменителей дизтоплива, — рассказал он.

Производители топлива не намерены действовать вразрез с логикой рынка и в дальнейшем безосновательно повышать цены.

Ценовая политика Группы компаний «Новый Поток» (объединяет Антипинский и Марийский НПЗ) является гибкой и будет формироваться исходя из конъюнктуры внутреннего рынка грядущего квартала, сообщил «Известиям» представитель группы. Представители «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Газпром нефти» не ответили на запросы, в «Роснефти» отказались от комментариев.

По мнению экспертов, до конца года биржевые цены на дизельное топливо могут снизиться.

— Сейчас российский рынок является приоритетным для производителей — товар выгоднее продавать внутри страны, чем экспортировать. Если будет должный контроль со стороны регуляторов, есть надежда, что оптовые цены на топливо вскоре снизятся за счет роста объемов продаж на бирже. Тем не менее, несмотря на попытки ФАС исправить эту ситуацию, мы видим, что отдельные нефтяные компании продолжают сушить рынок дизтоплива, — считает Михаил Турукалов.

Нефтяникам приходится отрабатывать акцизную нагрузку, которая растет вопреки обещаниям правительства, рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Влияют и мировые цены на нефть, которые сейчас растут. Если тренд на удорожание нефти продолжится, в этом году топливные цены могут не удержаться в рамках инфляции, — предупреждает аналитик.

Нефть будет и дальше повышаться в цене. По прогнозам Международного энергетического агентства, к концу года спрос вырастет до 98 млн баррелей в сутки. Как пояснил «Известиям» Дмитрий Махонин, по итогам года рост розничных цен всё же останется в пределах инфляции, которая ожидается в районе 4%. 

Автор: Арсений Погосян

Источник: Известия, 27.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики