Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Довольно сложно представить, что Киев в итоге заплатит»

«Довольно сложно представить, что Киев в итоге заплатит»

Константин Симонов в эфире «Ъ FM» — о долге Украины

В споре России и Украины на $3 млрд появились посредники. Как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, с их помощью Москва пытается во внесудебном порядке уладить конфликт. Речь идет об украинских облигациях, которые Россия выкупила еще в 2013 году. В 2015-м — незадолго до наступления срока погашения бумаг — Киев отказался обслуживать долг. В марте Высокий суд Лондона постановил вернуть деньги, однако Киев до сих пор так этого и не сделал. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.

— Как вы считаете, зачем Россия пытается во внесудебном порядке договориться с Украиной, если есть решение суда в пользу России?

— Я думаю, суть в том, что надо хоть какие-то деньги получить с Украины любыми способами. Поэтому обращение к внесудебному порядку — это явно не от хорошей жизни. Я думаю, что используются все возможные механизмы, чтобы заставить Киев оплатить этот долг или какую-то его часть хотя бы. Потому что, несмотря на действительно имеющееся решение суда, представить, что Киев начнет его выполнять, мне, честно говоря, сложновато. Там могут быть задействованы апелляционные процедуры и прочее. И, кстати, я должен сказать, что сейчас еще другое дело продолжается судебное — Стокгольмский арбитраж по взаимным искам «Газпрома» и «Нафтогаза». И, судя по предварительному решению, несмотря на то, что все претензии «Газпрома» не будут удовлетворены, тем не менее, «Нафтогаз» окажется должен «Газпрому» с учетом взаимных этих исков, то есть ему тоже надо будет что-то платить «Газпрому». Как это будет выглядеть, мне, честно говоря, представить очень сложно. То же самое касается Украины как страны. Поэтому, если у Минфина есть какие-то варианты получить еще хоть что-то через другие схемы, он пытается их задействовать. Хотя, честно говоря, будет очень любопытно узнать, что это за схемы, и заплатит ли в итоге Киев, в чем я все-таки сомневаюсь.

— Есть ли у вас предположение, что это за схемы? И, главное, что за посредники участвуют в этом?

— Очень любопытно будет посмотреть, что это за схемы, что это за посредники.

В нынешних политических условиях, несмотря на очевидный факт, что Киев эти деньги должен, есть решение международного суда, представить, что Киев взял, открыл карман и заплатил России штраф, довольно сложно.

Но еще сложнее мне представить, что действительно есть какие-то эффективные посредники, которые сумеют либо выбить эти деньги из Киева, либо купить этот долг и что-то нам заплатить с дисконтом. Но здесь гаданием очень сложно заниматься.

— Если это будет не поиск компромисса, если его не удастся найти, мы все-таки будем требовать выполнение решения суда?

— В крайнем случае, если дело зайдет слишком далеко, нам нужно будет арестовывать имущество Украины на российской территории. Это самый крайний вариант в рамках обеспечения судебного решения, мы можем на это пойти. Но вы же прекрасно понимаете, к чему это приведет? Это может быть цепочка взаимных решений, и Украина может начать арестовывать наше имущество, я ничему не удивлюсь. Вот, опять же, возвращаясь к газовой теме, в конце прошлого года вдруг Киевский арбитражный суд взял и вынес решение, что «Газпром» должен несколько миллиардов долларов. И сейчас намекает, что он может начать арест газа в трубах — что это такое? Люди занимаются беспределом. Но если они это делают, что им мешает начинать арестовывать имущество в ответ на аресты имущества в России? И вот тогда мы дойдем до такого опасного пинг-понга. Хотя очевидно, что юридически правда на нашей стороне, но в случае с современным Киевом, вы же понимаете, что это не аргумент.

— Если Россия и Украина все-таки будут искать внесудебное решение, искать компромисс с помощью загадочных посредников, какая сумма, на ваш взгляд, устроит Россию?

— Мне, конечно, за Минфин сложно отвечать, но я думаю, что даже 50-процентный дисконт нас бы устроил. 

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики