Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На ковер вышли посредники

На ковер вышли посредники

Смогут ли Россия и Украина решить долговой конфликт без суда

В споре России и Украины на $3 млрд появились посредники: как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, с их помощью Москва пытается во внесудебном порядке уладить конфликт. Речь об украинских облигациях, которые Россия выкупила еще в 2013 году; в 2015-м, незадолго до наступления срока погашения бумаг, Киев отказался обслуживать долг.

Высокий суд Лондона еще в марте постановил вернуть деньги, однако Киев до сих пор так этого и не сделал. Сможет ли Россия добиться возвращения долга?

Россия пытается задействовать все рычаги, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Думаю, суть в том, что надо хоть какие-то деньги получить с Украины любыми способами. Поэтому обращение к внесудебному порядку — это явно не от хорошей жизни. Я думаю, что используются все возможные механизмы, чтобы заставить Киев оплатить этот долг или какую-то его часть хотя бы. Потому что, несмотря на действительно имеющееся решение суда, представить, что Киев начнет его выполнять, мне, честно говоря, сложновато. Поэтому если у Минфина есть какие-то варианты получить еще хоть что-то через другие схемы, он пытается их задействовать. Хотя, честно говоря, будет очень любопытно узнать, что это за схемы, и заплатит ли в итоге Киев, в чем я все-таки сомневаюсь».

По решению лондонского суда, Киев должен выплатить России не только долг, но и проценты по нему — $75 млн, а также примерно по $700 тыс. за каждый день просрочки; необходимо еще и компенсировать судебные издержки, а это почти $4 млн.

Украина подала апелляцию на решение суда, ее рассмотрение назначено на следующий январь: до тех пор Россия не может начать процедуру принудительного взыскания долга. Однако вернуть деньги силой вряд ли получится, считает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин:

«Украинское государство так же, как и российское, когда оно выступает в роли должника, обладает иммунитетом от принудительных действий по исполнению судебных решений. Соответственно, взыскать можно либо в том случае, если Украина выплатит эти суммы в добровольном порядке, либо выискивая имущество государства за рубежом, которое не защищено дипломатическим или иным каким-нибудь иммунитетом».

Согласно официальной позиции украинских властей, облигационный долг — это коммерческий заем, который Россия выдала администрации бывшего президента страны Виктора Януковича: якобы он и должен возвращать деньги. С другой стороны, у Киева нет средств, чтобы рассчитаться с Россией, считают украинские экономисты.

Сторонам в любом случае придется договариваться во внесудебном порядке, и речь пойдет о каком-то варианте реструктуризации, считает украинский экономист, директор Института трансформации общества Олег Соскин:

«Можно попробовать, чтобы эти облигации Россия, например, продала какому-нибудь международному инвестору, и он погасил бы эти деньги, трансформировал эти облигации непосредственно с Украиной, как это произошло с другими нашими евробондами. Но по-любому под больший процент — не меньше 7,5% будет».

Россия готова воспользоваться различными вариантами реструктуризации при условии, что долг будет возвращен Украиной в полном объеме — об этом в конце прошлой недели заявил глава Минфина Антон Силуанов.

Автор: Михаил Григорьев

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики