Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На ковер вышли посредники

На ковер вышли посредники

Смогут ли Россия и Украина решить долговой конфликт без суда

В споре России и Украины на $3 млрд появились посредники: как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, с их помощью Москва пытается во внесудебном порядке уладить конфликт. Речь об украинских облигациях, которые Россия выкупила еще в 2013 году; в 2015-м, незадолго до наступления срока погашения бумаг, Киев отказался обслуживать долг.

Высокий суд Лондона еще в марте постановил вернуть деньги, однако Киев до сих пор так этого и не сделал. Сможет ли Россия добиться возвращения долга?

Россия пытается задействовать все рычаги, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Думаю, суть в том, что надо хоть какие-то деньги получить с Украины любыми способами. Поэтому обращение к внесудебному порядку — это явно не от хорошей жизни. Я думаю, что используются все возможные механизмы, чтобы заставить Киев оплатить этот долг или какую-то его часть хотя бы. Потому что, несмотря на действительно имеющееся решение суда, представить, что Киев начнет его выполнять, мне, честно говоря, сложновато. Поэтому если у Минфина есть какие-то варианты получить еще хоть что-то через другие схемы, он пытается их задействовать. Хотя, честно говоря, будет очень любопытно узнать, что это за схемы, и заплатит ли в итоге Киев, в чем я все-таки сомневаюсь».

По решению лондонского суда, Киев должен выплатить России не только долг, но и проценты по нему — $75 млн, а также примерно по $700 тыс. за каждый день просрочки; необходимо еще и компенсировать судебные издержки, а это почти $4 млн.

Украина подала апелляцию на решение суда, ее рассмотрение назначено на следующий январь: до тех пор Россия не может начать процедуру принудительного взыскания долга. Однако вернуть деньги силой вряд ли получится, считает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин:

«Украинское государство так же, как и российское, когда оно выступает в роли должника, обладает иммунитетом от принудительных действий по исполнению судебных решений. Соответственно, взыскать можно либо в том случае, если Украина выплатит эти суммы в добровольном порядке, либо выискивая имущество государства за рубежом, которое не защищено дипломатическим или иным каким-нибудь иммунитетом».

Согласно официальной позиции украинских властей, облигационный долг — это коммерческий заем, который Россия выдала администрации бывшего президента страны Виктора Януковича: якобы он и должен возвращать деньги. С другой стороны, у Киева нет средств, чтобы рассчитаться с Россией, считают украинские экономисты.

Сторонам в любом случае придется договариваться во внесудебном порядке, и речь пойдет о каком-то варианте реструктуризации, считает украинский экономист, директор Института трансформации общества Олег Соскин:

«Можно попробовать, чтобы эти облигации Россия, например, продала какому-нибудь международному инвестору, и он погасил бы эти деньги, трансформировал эти облигации непосредственно с Украиной, как это произошло с другими нашими евробондами. Но по-любому под больший процент — не меньше 7,5% будет».

Россия готова воспользоваться различными вариантами реструктуризации при условии, что долг будет возвращен Украиной в полном объеме — об этом в конце прошлой недели заявил глава Минфина Антон Силуанов.

Автор: Михаил Григорьев

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики