Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На ковер вышли посредники

На ковер вышли посредники

Смогут ли Россия и Украина решить долговой конфликт без суда

В споре России и Украины на $3 млрд появились посредники: как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, с их помощью Москва пытается во внесудебном порядке уладить конфликт. Речь об украинских облигациях, которые Россия выкупила еще в 2013 году; в 2015-м, незадолго до наступления срока погашения бумаг, Киев отказался обслуживать долг.

Высокий суд Лондона еще в марте постановил вернуть деньги, однако Киев до сих пор так этого и не сделал. Сможет ли Россия добиться возвращения долга?

Россия пытается задействовать все рычаги, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Думаю, суть в том, что надо хоть какие-то деньги получить с Украины любыми способами. Поэтому обращение к внесудебному порядку — это явно не от хорошей жизни. Я думаю, что используются все возможные механизмы, чтобы заставить Киев оплатить этот долг или какую-то его часть хотя бы. Потому что, несмотря на действительно имеющееся решение суда, представить, что Киев начнет его выполнять, мне, честно говоря, сложновато. Поэтому если у Минфина есть какие-то варианты получить еще хоть что-то через другие схемы, он пытается их задействовать. Хотя, честно говоря, будет очень любопытно узнать, что это за схемы, и заплатит ли в итоге Киев, в чем я все-таки сомневаюсь».

По решению лондонского суда, Киев должен выплатить России не только долг, но и проценты по нему — $75 млн, а также примерно по $700 тыс. за каждый день просрочки; необходимо еще и компенсировать судебные издержки, а это почти $4 млн.

Украина подала апелляцию на решение суда, ее рассмотрение назначено на следующий январь: до тех пор Россия не может начать процедуру принудительного взыскания долга. Однако вернуть деньги силой вряд ли получится, считает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин:

«Украинское государство так же, как и российское, когда оно выступает в роли должника, обладает иммунитетом от принудительных действий по исполнению судебных решений. Соответственно, взыскать можно либо в том случае, если Украина выплатит эти суммы в добровольном порядке, либо выискивая имущество государства за рубежом, которое не защищено дипломатическим или иным каким-нибудь иммунитетом».

Согласно официальной позиции украинских властей, облигационный долг — это коммерческий заем, который Россия выдала администрации бывшего президента страны Виктора Януковича: якобы он и должен возвращать деньги. С другой стороны, у Киева нет средств, чтобы рассчитаться с Россией, считают украинские экономисты.

Сторонам в любом случае придется договариваться во внесудебном порядке, и речь пойдет о каком-то варианте реструктуризации, считает украинский экономист, директор Института трансформации общества Олег Соскин:

«Можно попробовать, чтобы эти облигации Россия, например, продала какому-нибудь международному инвестору, и он погасил бы эти деньги, трансформировал эти облигации непосредственно с Украиной, как это произошло с другими нашими евробондами. Но по-любому под больший процент — не меньше 7,5% будет».

Россия готова воспользоваться различными вариантами реструктуризации при условии, что долг будет возвращен Украиной в полном объеме — об этом в конце прошлой недели заявил глава Минфина Антон Силуанов.

Автор: Михаил Григорьев

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики