Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Свой путь: почему в России ВИЭ не станет конкурентом традиционной энергетике

Свой путь: почему в России ВИЭ не станет конкурентом традиционной энергетике

Глава "Роснано" Анатолий Чубайс предрек России энергетический кризис. По его словам, темпы роста спроса на электроэнергию скоро будут превышать возможности имеющихся мощностей, и если не вводить новые, то через 6-7 лет сложившая ситуация приведет к энергокризису.

Аналитики считают, что кризиса ожидать не стоит, тем более, профицит мощностей пока превышает 20%, однако в ближайшей перспективе необходимо заняться модернизацией отрасли, которая обойдется дешевле строительства новых мощностей, в частности - возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Кризиса нет...

Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков говорит, что в России нет проблем с поставками электроэнергии. "У нас никакого дефицита нет, наоборот, профицит мощностей", - сказал он агентству "Прайм", заметив, что даже в Энергостратегии России не указано подобных рисков. Эти высказывания, по мнению Юшкова, Чубайс делает специально, чтобы привлечь деньги инвесторов.

С ним соглашается аналитик "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Он напомнил, что это не первый случай, когда глава "Роснано" выступает с подобными заявлениями. "Сейчас кризиса в энергетике нет, и, на мой взгляд, предпосылок к нему тоже не наблюдается", - говорит он, добавляя, что инвестпрограммы генерирующих компаний сокращаются в связи с тем, что большинство объектов в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ) уже построены. По словам эксперта, потребности в новых мощностях есть, но скорее это касается отдельных регионов, в частности Крыма (0,9 ГВт) и Дальнего Востока (0,9 ГВт).

Аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр также указывает на то, что резерв мощностей в энергосистеме превышает 20%. "То есть он огромен", - отметил он. Однако, по его словам, вскоре в России может сложиться ситуация, когда начнут резко падать темпы ввода новых мощностей, при этом будет стремительно расти вывод устаревших мощностей.

"Может показаться, что запаса прочности для России хватит надолго, особенно учитывая достаточно скромные темпы роста спроса на электроэнергию, которая последние годы демонстрирует российская энергосистема. Тем не менее, если посмотреть на структуру возраста российской энергосистемы, мы увидим, что более 70% мощностей старше 30 лет при номинальном сроке службы электростанций в 30 лет", - объясняет Скляр, замечая, что эти мощности генерируют зачастую очень маленькую прибыльность и требуют все больше инвестиций в поддержание их работоспособности.

В этих условиях все больше компаний заявляют о существенных планах по выводу из работы таких мощностей при отсутствии системы стимулирования модернизации, поясняет аналитик. "Рано или поздно эта ситуация приведет к тому, что резерв, который сейчас кажется огромным, просто испарится", - считает аналитик, поэтому, необходимо прорабатывать варианты модернизации.

...но модернизация нужна

У правительства есть несколько путей, говорит Скляр. "Можно выводить старые мощности в надежде на то, что в случае дефицита будет запущена новая программа стимуляции инвестиций, можно также стимулировать развитие возобновляемых источников энергии более активными темпами, а можно запустить так называемую программу ДПМ-2, которая будет давать финансовые гарантии возвратности средств в модернизацию старого оборудования", - перечисляет возможные варианты Скляр.

С экономической точки зрения, по его словам, модернизация является самым оптимальным путем развития, так как глубокая модернизация дешевле нового строительства примерно в три раза. Глубокая модернизация стоит примерно 500 долларов за киловатт установленной мощности, и она не требует существенных инвестиций со стороны сетевых компаний, так как инфраструктура уже существует, отметил Скляр. По оценке Юшкова, модернизация может обойтись в миллиарды рублей.

При этом, если волна модернизации пройдет и все мощности старше 30 лет будут обновлены, то, подсчитал Скляр, спрос на газ и уголь со стороны электроэнергетического комплекса страны снизится на 20% в ближайшие 20-25 лет.

Консенсус в правительстве сложился в сторону модернизации, отмечает Скляр, законодательная база может быть готова в ближайшие 12 месяцев.

А ВИЭ не очень нужны

Эксперты сходятся во мнении, что модернизация станет оптимальным вариантом развития, нежели ставка на строительство ВИЭ. Себестоимость производства электроэнергии на ВИЭ в мире резко снижается.

"Но даже с учетом текущего плана снижения себестоимости ВИЭ, российские газовые мощности внутри страны будут конкурентоспособны с ВИЭ как минимум до 2035 года", - говорит Скляр, поэтому стимулирование ВИЭ в России – это больше попытка застолбить место на мировом рынке, нежели реальная замена традиционным источникам энергии и тем более газа.

Юшков соглашается с коллегой. "У нас огромные ресурсы традиционной энергетики: нефть, газ, атомная и гидроэнергетика. У европейцев этого нет, поэтому они вынуждены развивать ВИЭ", - объясняет он, заключая, что у каждой страны должен быть свой путь развития, и ВИЭ для России – не выход. 

Автор: Анна Подлинова

Источник: ПРАЙМ, 31.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики