Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставщика надежнее нет: почему Китай идет в нефтегаз РФ

Поставщика надежнее нет: почему Китай идет в нефтегаз РФ

В последнее время Китай стал активно вести переговоры с Россией по поводу вхождения в отечественные энергетические проекты, что совершенно неудивительно, считают аналитики, опрошенные агентством "Прайм". Стратегия Китая нацелена на продолжительные надежные поставки энергоресурсов, которые Россия может без труда обеспечивать. Активность китайцев на рынке российского нефтегаза будет зависеть от их согласия на участие в проектах РФ без права решающего голоса, уверены эксперты. 

Основная причина участия китайского конгломерата CEFC China Energy ("Хуасинь") в российских проектах заключается в получении надежного источника нефти, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. "Китай заинтересован активно входить в российские добычные проекты, но в отличие от многих иностранцев им принципиально важно, чтобы "Роснефть" наращивала поставки в Китай. Им важно надежное обеспечение своей страны сырьем", - отмечает он, напоминая, что КНР увеличивает объемы потребления энергоресурсов, поэтому по всему миру ищет подходящие проекты.

"Раньше Китай входил во все возможные проекты даже с высокой себестоимостью. После резкого падения цен на нефть китайские компании стали списывать убытки, поэтому теперь они довольно избирательно подходят к выбору активов, а российские активы оказались довольно выгодными и надежными в плане транспортировки", - отмечает Юшков.

С этим мнением соглашается замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. По его словам, КНР озабочена увеличением зависимости от импорта энергоресурсов, в частности нефти. "Поэтому Китай крайне заинтересован в надежных поставках сырья за счет очень глубокой интеграции в добывающих активах", - говорит он. Китайские компании входят в добывающие проекты во всем мире, поставки с которых нацелены в той или иной мере в сам Китай, добавляет эксперт.

"То есть они пытаются взять под контроль всю производственно-сбытовую цепочку, начиная от добычи на скважине в какой-либо стране до поставки конечному потребителю в Китай. Это стратегическая задача", - отмечает Белогорьев.

С Россией реализация такой стратегии пока получалась плохо из-за действия довольно жесткого законодательства в части доступа к российским недрам. "Китайские инвесторы все последние годы выражали недовольство, так как им не предоставляют контрольные доли в российских активах", - подчеркивает Белогорьев. По его словам, это одна из причин работы Китая в Африке, где договариваться о получении контроля над ресурсами получается проще.

ТРУДНОСТИ КИТАЯ 

Однако работа в Африке несет с собой трудности другого рода, отмечают оба аналитика. В частности, по словам Белогорьева, это касается морской транспортировки, которую Китай не способен контролировать или хотя бы как-то серьезно на нее влиять, так как пути поставок в основном контролируются США.

Юшков поддерживает коллегу. "Поставки из Африки идут через Малаккский пролив, Южно-Китайское море, где возрастает напряженность, потому что там укрепляются американцы под темой борьбы с Северной Кореей", - отмечает эксперт. А из России можно получать нефть по нефтепроводу через общую границу без транзитеров и больших рисков. "При этом себестоимость добычи в России довольно низкая, поэтому рентабельно вкладываться в проекты. Как ни посмотри, для китайцев это выгодно", - считает Юшков.

Белогорьев добавляет, что контроль американцев над морской транспортировкой воспринимается Китаем как большой риск. "Это большая ненадежность со стратегической точки зрения. Россия и, например, Казахстан в этом плане являются уникальными поставщиками для Китая, так как с ними нет транзитных рисков", - говорит он.

Несмотря на, казалось бы, только плюсы для обеих стран, есть и ряд трудностей, из-за которых РФ и Китай до сих пор не смогли договориться. "В предыдущие несколько лет камнем преткновения был вопрос о предоставлении Китаю контрольных долей в интересующих их активах", - говорит Белогорьев, отмечая, что Россия по этому вопросу не меняет своей позиции.

По словам обоих аналитиков, если Китай пересмотрит свои требования по получению контрольных долей в российских активах, то между странами получится очередное взаимовыгодное сотрудничество, когда Поднебесная получит надежного поставщика ресурсов, а Россия - постоянно растущий рынок сбыта. 

Автор: Анна Подлинова

Источник: ПРАЙМ, 01.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики