Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставщика надежнее нет: почему Китай идет в нефтегаз РФ

Поставщика надежнее нет: почему Китай идет в нефтегаз РФ

В последнее время Китай стал активно вести переговоры с Россией по поводу вхождения в отечественные энергетические проекты, что совершенно неудивительно, считают аналитики, опрошенные агентством "Прайм". Стратегия Китая нацелена на продолжительные надежные поставки энергоресурсов, которые Россия может без труда обеспечивать. Активность китайцев на рынке российского нефтегаза будет зависеть от их согласия на участие в проектах РФ без права решающего голоса, уверены эксперты. 

Основная причина участия китайского конгломерата CEFC China Energy ("Хуасинь") в российских проектах заключается в получении надежного источника нефти, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. "Китай заинтересован активно входить в российские добычные проекты, но в отличие от многих иностранцев им принципиально важно, чтобы "Роснефть" наращивала поставки в Китай. Им важно надежное обеспечение своей страны сырьем", - отмечает он, напоминая, что КНР увеличивает объемы потребления энергоресурсов, поэтому по всему миру ищет подходящие проекты.

"Раньше Китай входил во все возможные проекты даже с высокой себестоимостью. После резкого падения цен на нефть китайские компании стали списывать убытки, поэтому теперь они довольно избирательно подходят к выбору активов, а российские активы оказались довольно выгодными и надежными в плане транспортировки", - отмечает Юшков.

С этим мнением соглашается замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. По его словам, КНР озабочена увеличением зависимости от импорта энергоресурсов, в частности нефти. "Поэтому Китай крайне заинтересован в надежных поставках сырья за счет очень глубокой интеграции в добывающих активах", - говорит он. Китайские компании входят в добывающие проекты во всем мире, поставки с которых нацелены в той или иной мере в сам Китай, добавляет эксперт.

"То есть они пытаются взять под контроль всю производственно-сбытовую цепочку, начиная от добычи на скважине в какой-либо стране до поставки конечному потребителю в Китай. Это стратегическая задача", - отмечает Белогорьев.

С Россией реализация такой стратегии пока получалась плохо из-за действия довольно жесткого законодательства в части доступа к российским недрам. "Китайские инвесторы все последние годы выражали недовольство, так как им не предоставляют контрольные доли в российских активах", - подчеркивает Белогорьев. По его словам, это одна из причин работы Китая в Африке, где договариваться о получении контроля над ресурсами получается проще.

ТРУДНОСТИ КИТАЯ 

Однако работа в Африке несет с собой трудности другого рода, отмечают оба аналитика. В частности, по словам Белогорьева, это касается морской транспортировки, которую Китай не способен контролировать или хотя бы как-то серьезно на нее влиять, так как пути поставок в основном контролируются США.

Юшков поддерживает коллегу. "Поставки из Африки идут через Малаккский пролив, Южно-Китайское море, где возрастает напряженность, потому что там укрепляются американцы под темой борьбы с Северной Кореей", - отмечает эксперт. А из России можно получать нефть по нефтепроводу через общую границу без транзитеров и больших рисков. "При этом себестоимость добычи в России довольно низкая, поэтому рентабельно вкладываться в проекты. Как ни посмотри, для китайцев это выгодно", - считает Юшков.

Белогорьев добавляет, что контроль американцев над морской транспортировкой воспринимается Китаем как большой риск. "Это большая ненадежность со стратегической точки зрения. Россия и, например, Казахстан в этом плане являются уникальными поставщиками для Китая, так как с ними нет транзитных рисков", - говорит он.

Несмотря на, казалось бы, только плюсы для обеих стран, есть и ряд трудностей, из-за которых РФ и Китай до сих пор не смогли договориться. "В предыдущие несколько лет камнем преткновения был вопрос о предоставлении Китаю контрольных долей в интересующих их активах", - говорит Белогорьев, отмечая, что Россия по этому вопросу не меняет своей позиции.

По словам обоих аналитиков, если Китай пересмотрит свои требования по получению контрольных долей в российских активах, то между странами получится очередное взаимовыгодное сотрудничество, когда Поднебесная получит надежного поставщика ресурсов, а Россия - постоянно растущий рынок сбыта. 

Автор: Анна Подлинова

Источник: ПРАЙМ, 01.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики