Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минфин США разъяснил смысл «летних санкций»

Минфин США разъяснил смысл «летних санкций»

Откажутся ли партнеры России от совместных проектов

«Летние санкции» США затрагивают российский нефтегазовый сектор — разъяснения по ограничениям, принятым в начале августа, выпустил американский Минфин. В документе отмечается, что гражданам и компаниям из Соединенных Штатов запрещается участие в глубоководных, арктических и сланцевых проектах совместно с Россией. Речь идет, в том числе, об экспорте технологий. Госдепартамент США подчеркнул, что ограничения касаются также строительства энергетических трубопроводов. Меры начнут действовать с конца января следующего года.

Насколько существенны эти санкции для отечественного нефтегазового сектора? Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что если запреты распространяются только на американские компании, то они не страшны, но велика вероятность, что ограничения затронут и европейских партнеров России: «Эти санкции не очень серьезны, поскольку с 2014 года, когда упали цены на нефть, компании не слишком стремятся к таким проектам. Для трудноизвлекаемых ее запасов на суше нужна цена где-то $80 или выше за баррель, а для арктических — $150 и выше. Второй набор санкций касается структур, сотрудничающих с отечественными компаниями, которые будут стремиться работать за пределами России. Пока таких больших новых проектов за границей я просто не знаю. В новом законе речь идет об исключительно американских компаниях или тех, которые "прописаны" в США. Но мы уже видели попытки отечественных корпораций получить оборудование и финансирование где-то в Азии или в Европе, которые были связаны с большими проблемами. Ведь у потенциальных партнеров россиян есть, как правило, либо корни в Соединенных Штатах, либо хорошие деловые отношения с ними, которые они не хотят портить. Поэтому, скорее всего, санкции для американских компаний будут психологически очень сильно влиять на манеру поведения европейцев и азиатов».

Партнеров по ключевым для российской энергетики проектам вряд ли смутят принятые США меры. В других случаях санкции могут пойти отечественным компаниям только на пользу, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Если, например, речь идет о газопроводе, то в документе применяется такая хитрость — там есть глагол "may", то есть санкции могут вводиться, а могут и не вводиться. Суть же ограничений заключается в том, чтобы напугать компании. Но, тем не менее, далеко не все из них такой панике поддаются. Возьмем, к примеру, "Северный поток-2". После введения санкций ни один из пяти европейских партнеров по его финансированию не отказался от участия в проекте и не вышел из него. Что касается "Турецкого потока", то швейцарская компания, которая строит эту трубу, так и продолжает это делать, несмотря на выход этого "летнего закона". По остальным проектам я не исключаю, что, может быть, внешняя активность российских компаний будет чуть-чуть приглушена, но, кстати, это и не так и плохо. Потому что уровень обеспеченности запасов Российской Федерации позволяет нам достаточно неплохо развивать проекты на своей территории».

Как заявили в Госдепе США, с помощью новых санкций Вашингтон призывает Москву соблюдать минские договоренности и прекратить «незаконную киберактивность».

Автор: Григорий Колганов 

Источник: Коммерсантъ FM, 01.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики