Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем экономполитика отличается от «Википедии»

Чем экономполитика отличается от «Википедии»

Бесконечное переписывание правил игры лишает политику логики

Проблема нашей экономической политики даже не в том, что страна реализует какой-то неверный курс, уводящий нас в сторону от светлой магистральной дороги. А в том, что зачастую вообще нельзя понять, в чем же состоит логика экономических решений государства: одно решение постоянно противоречит другому.

Возьмем тему налогообложения нефтяного комплекса. Проблема давно известна. Отрасль жалуется, что нынешняя налоговая система, которая берет налоги с выручки, а не с дохода, не стимулирует компании к реанимации старых месторождений, запущенных еще в советское время, а также к инвестициям в новые проекты. Минфин же говорит о том, что нефтяники получают огромное количество льгот, поэтому новую налоговую систему надо вводить только вместе с отменой этих самых льгот.

Здравый смысл вроде бы есть. По оценкам Минфина, только в 2017 г. различные льготы в нефтянке приведут к потерям бюджета примерно в 550 млрд руб.

Вроде бы направление было обозначено и Минфин туда и двигался. Был обещан эксперимент с НДД одновременно с отказом от новых льгот и борьбой со старыми. И вдруг грянула совершенная сенсация – Минфин согласился предоставить «Роснефти» льготу по НДПИ по Самотлорскому месторождению. Это полностью перечеркивало то, о чем ранее заявлял сам Минфин. Особо отмечалось, что «Роснефть» в обмен на льготу обещала нарастить добычу. Получалось, что Минфин передумал и решил стимулировать рост добычи не через новую общую систему налогообложения, а через старые добрые льготы. Ну о’кей, три нефтяные компании тут же попросили дать им аналогичные льготы на такие же обводненные месторождения, как Самотлор.

Но не тут-то было. Минфин заявил, что больше льгот не будет. Ситуация запутывалась. Стало еще интереснее, когда факт предоставления льготы стали объяснять тем, что «Роснефть» – это государственная компания. Правда, среди трех просителей есть тоже государственная «Газпром нефть». А «Роснефть» платит дивиденды на госакции не в бюджет, а «Роснефтегазу», который тратит их как-то слишком самостоятельно, и сам же Минфин на это постоянно жалуется.

Не менее важно и то, что финансово-макроэкономический блок нашего правительства вроде как говорит про чрезмерное укрепление государства в экономике и необходимость привлечения частных инвесторов, в том числе иностранных. И не так давно по этой причине даже продали 19,5% акций «Роснефти», которые по сложной схеме отошли по большей части китайским инвесторам.

Но дальше стало еще смешнее. Льготу по НДПИ запросил уж точно государственный «Газпром» – причем по проектам с иностранными инвесторами. Но и ему тоже отказали. Вроде как он обладает монополией на экспорт газа – хотя при этом он финансирует развитие единой системы газоснабжения.

В общем, увлечение цифровой экономикой сыграло с правительством жестокую шутку: экономическую политику государства стали путать с «Википедией», где можно постоянно все править и переписывать то туда, то обратно.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 31.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики