Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия отпугнула инвесторов от «Северного потока-2»

Еврокомиссия отпугнула инвесторов от «Северного потока-2»

Мощности газопровода рискуют оказаться незаполненными

Брюссель нашел новый способ распространить требования Третьего энергопакета ЕС на «Северный поток — 2». Еврокомиссия решила включить морские трубопроводные участки в список объектов, подконтрольных этим правилам. Ранее они действовали только в отношении сухопутных маршрутов. Как полагают эксперты, в результате ЕС получил право запретить «Газпрому» использовать мощности «Северного потока — 2» в полную силу. Такой сценарий грозит привести к снижению его рентабельности и падению интереса инвесторов к этому проекту.

Об одобрении документа, распространяющего условия Третьего энергопакета на морские газопроводы, заявил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович накануне рассмотрения этого вопроса на заседании ЕК. Требуемые поправки внесены в Газовую директиву Евросоюза.

Это решение позволит Брюсселю регламентировать эксплуатацию «Северного потока - 2», который будет проходить по дну Балтийского моря. Ранее европейским властям были подконтрольны преимущественно сухопутные трубопроводные маршруты.

О Третьем энергопакете газовый рынок нашей страны знает не понаслышке. Именно он служил препятствием полноценному использованию мощностей газопровода OPAL — сухопутному ответвлению действующего с 2011 года экспортного маршрута «Северный поток». «Газпрому» было запрещено заполнять эту трубу более чем на 50%. Остальное было зарезервировано для независимых поставщиков «голубого топлива».

Поскольку таковых практически не было (газопровод был рассчитан и построен, в первую очередь, с учетом российских интересов), долгое время он был заполнен только наполовину. Удовлетворять запросы европейских покупателей «Газпрому» приходилось за счет других экспортных каналов, в том числе украинской газотранспортной системы. Это приводило к убыткам. Как признался глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, в 2017 году из-за временного простоя OPAL его страна дополнительно заработала $300 млн. Только в августе 2017 года «Газпром» получил право на заполнение еще 40% мощностей «Северного потока».

Теперь этот газопровод снова оказался под ударом. Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, решение Еврокомиссии позволит перенаправить тарифы на транспортировку газа по «Северному потоку», которые «Газпром» сейчас платит своей швейцарской «дочке» — оператору трубопровода, в третьи руки. Фактически, эти деньги будут следовать в казну ЕС или доставаться выбранным Брюсселем европейским компаниям. Речь идет о сумме до $1,2 млрд в год.

Однако главная цель изменения законодательства ЕС, скорее всего, заключается в попытке давления на участников проекта по строительству газопровода «Северный потока - 2» для их отказа от финансирования трубопровода. По словам Шефчовича, Еврокомиссия продолжает требовать выдачи мандата на переговоры с Россией о создании специальной юридической базы для работы будущей газовой системы.

Эта база также должна подразумевать частичный доступ третьих сторон к прокачке «голубого топлива». Если, как и в случае с OPAL, на поставки «Газпрома» будет наложено ограничение в 50%, то рентабельность «Северного потока - 2» резко снизится. Этот маршрут аналогично своему предшественнику предусматривает единственного поставщика газа — Россию. Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, если «Северный поток - 2» окажется наполовину незаполненным, европейские компании, которые выступают в качестве соинвесторов строительства газопровода, могут утратить интерес к проекту и отказаться от участия в нем.

Впрочем, еще не все потеряно. Германия и Австрия, компании которых также согласились финансировать создание «Северного потока - 2», не раз выступали за то, чтобы требования Третьего энергопакета не распространялись на этот проект. Есть вероятность, что они будут и дальше настаивать, чтобы эта труба стала исключением из нового законотворческого решения ЕС.

Кроме того, России вполне по силам самостоятельно обойти условия Третьего энергопакета. Теоретически, наша страна может заполнить «Северный поток - 2» газом других российских производителей, которые в этой ситуации выступят третьими сторонами. Требование Европы в таком случае будут формально выполнено. Однако для этого России придется лишить «Газпром» монополии на экспорт «голубого топлива» из нашей страны. Несмотря на то, что подобная возможность обсуждается с начала 2000-х годов, окончательного решения в ее отношении так и не принято. 

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 08.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики