Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия отпугнула инвесторов от «Северного потока-2»

Еврокомиссия отпугнула инвесторов от «Северного потока-2»

Мощности газопровода рискуют оказаться незаполненными

Брюссель нашел новый способ распространить требования Третьего энергопакета ЕС на «Северный поток — 2». Еврокомиссия решила включить морские трубопроводные участки в список объектов, подконтрольных этим правилам. Ранее они действовали только в отношении сухопутных маршрутов. Как полагают эксперты, в результате ЕС получил право запретить «Газпрому» использовать мощности «Северного потока — 2» в полную силу. Такой сценарий грозит привести к снижению его рентабельности и падению интереса инвесторов к этому проекту.

Об одобрении документа, распространяющего условия Третьего энергопакета на морские газопроводы, заявил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович накануне рассмотрения этого вопроса на заседании ЕК. Требуемые поправки внесены в Газовую директиву Евросоюза.

Это решение позволит Брюсселю регламентировать эксплуатацию «Северного потока - 2», который будет проходить по дну Балтийского моря. Ранее европейским властям были подконтрольны преимущественно сухопутные трубопроводные маршруты.

О Третьем энергопакете газовый рынок нашей страны знает не понаслышке. Именно он служил препятствием полноценному использованию мощностей газопровода OPAL — сухопутному ответвлению действующего с 2011 года экспортного маршрута «Северный поток». «Газпрому» было запрещено заполнять эту трубу более чем на 50%. Остальное было зарезервировано для независимых поставщиков «голубого топлива».

Поскольку таковых практически не было (газопровод был рассчитан и построен, в первую очередь, с учетом российских интересов), долгое время он был заполнен только наполовину. Удовлетворять запросы европейских покупателей «Газпрому» приходилось за счет других экспортных каналов, в том числе украинской газотранспортной системы. Это приводило к убыткам. Как признался глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, в 2017 году из-за временного простоя OPAL его страна дополнительно заработала $300 млн. Только в августе 2017 года «Газпром» получил право на заполнение еще 40% мощностей «Северного потока».

Теперь этот газопровод снова оказался под ударом. Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, решение Еврокомиссии позволит перенаправить тарифы на транспортировку газа по «Северному потоку», которые «Газпром» сейчас платит своей швейцарской «дочке» — оператору трубопровода, в третьи руки. Фактически, эти деньги будут следовать в казну ЕС или доставаться выбранным Брюсселем европейским компаниям. Речь идет о сумме до $1,2 млрд в год.

Однако главная цель изменения законодательства ЕС, скорее всего, заключается в попытке давления на участников проекта по строительству газопровода «Северный потока - 2» для их отказа от финансирования трубопровода. По словам Шефчовича, Еврокомиссия продолжает требовать выдачи мандата на переговоры с Россией о создании специальной юридической базы для работы будущей газовой системы.

Эта база также должна подразумевать частичный доступ третьих сторон к прокачке «голубого топлива». Если, как и в случае с OPAL, на поставки «Газпрома» будет наложено ограничение в 50%, то рентабельность «Северного потока - 2» резко снизится. Этот маршрут аналогично своему предшественнику предусматривает единственного поставщика газа — Россию. Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, если «Северный поток - 2» окажется наполовину незаполненным, европейские компании, которые выступают в качестве соинвесторов строительства газопровода, могут утратить интерес к проекту и отказаться от участия в нем.

Впрочем, еще не все потеряно. Германия и Австрия, компании которых также согласились финансировать создание «Северного потока - 2», не раз выступали за то, чтобы требования Третьего энергопакета не распространялись на этот проект. Есть вероятность, что они будут и дальше настаивать, чтобы эта труба стала исключением из нового законотворческого решения ЕС.

Кроме того, России вполне по силам самостоятельно обойти условия Третьего энергопакета. Теоретически, наша страна может заполнить «Северный поток - 2» газом других российских производителей, которые в этой ситуации выступят третьими сторонами. Требование Европы в таком случае будут формально выполнено. Однако для этого России придется лишить «Газпром» монополии на экспорт «голубого топлива» из нашей страны. Несмотря на то, что подобная возможность обсуждается с начала 2000-х годов, окончательного решения в ее отношении так и не принято. 

Автор: Николай Макеев

Источник: Московский комсомолец, 08.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики