Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия атакует «Северные потоки»: не запретит, но усложнит

Еврокомиссия атакует «Северные потоки»: не запретит, но усложнит

Еврокомиссия (ЕК) расставила точки над «i» не только по поводу своего отношения к газопроводу «Северный поток-2», но даже уже существующего балтийского газопровода из России в Германию. ЕК внесла предложения по изменению Газовой директивы ЕС, которые могут ударить по обоим проектам. Так, Брюссель предлагает распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. «Это даст гарантию, что все основные газопроводы, выходящие на территорию ЕС, соответствуют правилам ЕС, управляются прозрачно, эффективно и доступны другим операторам», — говорится в официальном сообщении Еврокомиссии. Предлагаемые ЕК изменения вступят в силу после того, как их одобрят Европарламент и Совет ЕС.

В разъяснениях к изменениям в Газовую директиву ЕС Еврокомиссия настаивает на том, что они не направлены против «Северного потока-2», а коснутся в том числе газопроводов из Алжира, Норвегии, Ливии, Туниса, Марокко и даже Великобритании, когда та покинет ЕС. Однако даже текст в виде вопросов-ответов говорит об обратном. «Импорт газа в ЕС, как ожидается, останется стабильным к 2030 году из-за снижения добычи и потребления. С учетом уже существующей инфраструктуры и ожидаемых конкурентноспособных поставок СПГ после 2020 года Еврокомиссия не видит необходимости в новых инфраструктурных проектах масштаба «Северный поток-2», — говорится на сайте ЕК. Более того, в Еврокомиссии заявили, что будут по-прежнему поддерживать поставки российского газа через Украину.

«Южный газовый коридор» из Азербайджана — альтернатива поставкам российского газа и в ЕК признают, что проект соответствует масштабам «Северного потока-2». «Однако он получил исключения по статье 36 Газовой директивы. Поэтому на него не будут распространяться новые изменения», — заявили в Еврокомиссии.

«Северный поток-2», как и первый проект, пройдет по морским экономическим зонам стран ЕС в Балтийском море. Поэтому не попадает под юрисдикцию ЕС и требует только экологических согласований со странами, в чьей морской экономической зоне будет уложен. В случае же принятия изменений в Газовую директиву «Северный поток-2» должен будет отвечать правилам Третьего энергопакета. Например, поставщик газа не может являться оператором газопровода, что сразу делает предлагаемые изменения в случае утверждения угрозой для «Северного потока-2». Сегодня «Газпром» является единоличным владельцем Nord Stream 2 AG, которая осуществляет проект. Кроме того, предложения ЕК, если они станут законом, могут ударить и по уже действующему «Северному потоку». Решать его вопрос, правда, будет Германия, которая до последнего времени поддерживала проекты балтийских газопроводов. «Для существующих газопроводов, которые пересекают многие страны-члены ЕС (такие как „Северный поток“), определяющим, нарушается ли Газовая директива или нет, будет мнение государства, где расположена первая точка интерконнектора», — говорится в разъяснениях ЕК.

 

Фото: gazpromexport.ru.

 

Проект «Северного потока-2» активно поддерживают Германия и Австрия. Против выступают Польша и Прибалтика при мощной поддержке США. Еврокомиссия при этом запросила мандат на переговоры с Россией по балтийскому газопроводу, но не получила его. После чего и появились предложения по изменению европейского газового законодательства.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что введение ЕС новых правовых норм только для этого проекта означало бы дискриминацию инвесторов по политическим причинам. 

«Брюссель занял антиевропейскую и антиправовую позицию, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Как повлияет, сейчас сложно сказать. Если страны, которые понимают важность экономического и энергетического сотрудничества с Россией, а также принципов правового государства, смогут заблокировать очередную дискриминационную инициативу, то негативного влияния не будет. А если не смогут или не захотят, это будет еще один провал Европы как конкурентоспособного и суверенного игрока в глобальной системе».

В прошлом году Россия обеспечила треть потребностей Европы в газе, а в этом году экспорт российского газа вырос еще на 9%. Мощность «Северного потока-2» в 55 млрд кубометров позволит почти на две трети сократить транзит газа через Украину.

«На мой взгляд, независимо от того, получит ли Еврокомиссия мандат… и сможет ли она внести изменения в газовую директиву, „Северный поток-2“ будет построен. Однако мандат и изменение директивы могут повлиять на то, как он будет эксплуатироваться», — сказала РИА «Новости» старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катья Яфимава.

С ней согласен и ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. «Возможные изменения в Газовую директиву не могут остановить строительство „Северного потока-2“. Если они вступят в силу, то уже после начала строительства, которым считается подача заявок в страны, через морские экономические зоны которых пройдет газопровод. А они уже поданы. Поэтому газпровод будет построен», — говорит эксперт. Другое дело — на каких условиях он сможет работать. «Газпром» сможет договориться и передать управление газопроводом независимому оператору из числа компаний, которые являются партнерами проекта. Однако встает вопрос о том, что «Северный поток-2» должен быть недозагружен на 50%, чтобы независимые операторы могли им воспользоваться. И их не будет. А это прямой намек партнерам «Газпрома», что себестоимость вырастет и «Северный поток-2» не будет прибыльным. Такая попытка надавить на инвесторов, чтобы они отказались от «Северного потока-2», — говорит Игорь Юшков. Эксперт предполагает, что предложениями об изменениях в Газовую директиву Еврокомиссия занимается еще и шантажом не только России, но и Совета ЕС, который до сих пор не дал ЕК мандата на переговоры с Россией.

Впрочем, не скрывают этого и в самой Еврокомиссии. В своих разъяснениях там заметили, что потенциальные изменения закроют «дыру» в Газовой директиве. Однако не факт еще, что они будут утверждены. «Тем не менее, Еврокомиссия остается готовой к переговорам по условиям управления „Северного потока-2“. Поэтому ЕК не отзывает свой запрос на мандат и ждет Совета ЕС решения по получению полномочий на переговоры с Россией», — сказано на сайте Еврокомиссии.

«У „Газпрома“ в этой ситуации остается несколько вариантов: садиться за стол переговоров с Еврокомиссией или ждать решения Совета ЕС и изменения европейской политики к 2019 году, когда будет построен газопровод», — считает ведущий аналитик ФНЭБ. По словам Игоря Юшкова, пока Еврокомиссия пытается использовать законы ЕС как инструмент политического давления: «Да, Третий энергопакет помогает развивать конкуренцию, но в случае с российскими газопроводами он используется не там, где нужно, так как в самой России экспорт газа газопроводами разрешен только «Газпрому».

Источник: EADaily, 08.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики