Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В проекте «Северный поток-2» все козыри на стороне России

В проекте «Северный поток-2» все козыри на стороне России

У Брюсселя нет правовых инструментов для того, чтобы остановить строительство газопровода «Северный поток-2», все козыри здесь на стороне России, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Поправки Еврокомиссии 

Еврокомиссия (ЕК) согласовала сегодня свои предложения по поправкам к Газовой директиве Евросоюза. Эти поправки могут затронуть работу морских газопроводов, но, по словам представителей ЕК, хотя поправки и коснутся всех проектов из третьих стран, они не нацелены на предотвращение строительства каких-либо новых газопроводов.
 
«Евробюрократический импульс продолжается. Конечно, у Брюсселя сохраняется желание как-то препятствовать морскому участку газопровода «Северный поток-2», поэтому в ЕК и пытаются получить мандат на ведение переговоров от всех стран ЕС. Но говорить о получении мандата логично только в том случае, если к этому будет готов «Газпром». Российская же сторона такой подход не приветствует, потому что поводов обсуждать газопровод в правовом поле на данный момент не существует.
 
Здесь стоит вспомнить и недавнее положение по закону об американских санкциях, когда Вашингтон так и не дал европейцам точных алгоритмов действий в отношении «Северного потока – 2». Теперь в Брюсселе озадачены, так как они в большей степени ориентируются именно на Вашингтон. По сути никаких ограничений по проекту озвучено не было, что наоборот должно стать стимулом для партнеров «Газпрома» смелее инвестировать в новую газопроводную систему», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
 
Как добавляет Пасечник, в случае с реализацией «Северного потока-2» немецкий прагматизм по факту противостоит неформальным тенденциям Брюсселя, направленным на сдерживание российских энергетических магистралей. Тем не менее замглавы ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович все равно надеется в ближайшее время получить мандат на ведение переговоров с Россией по строительству газопровода «Северный поток – 2».

Козыри "Газпрома"

«Шансы-то получить мандат у ЕК есть. Но даже если они и согласуют подход внутри Евросоюза, то им предстоит еще второй и гораздо более тяжелый раунд, в котором они должны вывести «Газпром» на диалог. Здесь потребуется какой-то размен, потому как сам факт переговоров подразумевают ведение их вне правового поля. Сегодня юридической основы для блокировки «Северного потока -2» просто не существует, это идет в разрез с морским правом.
 
А частные контрпродуктивные инициативы, например, той же Дании насчет ограничения использования ее территориальных вод легко обходятся. «Газпром» уже поработал альтернативный сценарий прокладки маршрута, сделав его на 200 км длиннее. Все это не сильно влияет на экономику и сроки строительства в целом. Фактически у европейцев нет никаких инструментов остановить строительство – даже в случае начала переговоров с ЕК все козыри на стороне «Газпрома», - уверен Александр Пасечник.
 
По мнению эксперта, «Северный поток -2» в конце концов будет работать по схеме «Северного потока-1», представляя собой востребованный, загруженный и коммерчески эффективный маршрут с сухопутным продолжением морского участка. Хотя в будущем сторонам все равно предстоит проделать согласовательный и совещательный путь под надзором Брюсселя, но все возможные трудности выглядят решаемыми. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики