Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В проекте «Северный поток-2» все козыри на стороне России

В проекте «Северный поток-2» все козыри на стороне России

У Брюсселя нет правовых инструментов для того, чтобы остановить строительство газопровода «Северный поток-2», все козыри здесь на стороне России, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Поправки Еврокомиссии 

Еврокомиссия (ЕК) согласовала сегодня свои предложения по поправкам к Газовой директиве Евросоюза. Эти поправки могут затронуть работу морских газопроводов, но, по словам представителей ЕК, хотя поправки и коснутся всех проектов из третьих стран, они не нацелены на предотвращение строительства каких-либо новых газопроводов.
 
«Евробюрократический импульс продолжается. Конечно, у Брюсселя сохраняется желание как-то препятствовать морскому участку газопровода «Северный поток-2», поэтому в ЕК и пытаются получить мандат на ведение переговоров от всех стран ЕС. Но говорить о получении мандата логично только в том случае, если к этому будет готов «Газпром». Российская же сторона такой подход не приветствует, потому что поводов обсуждать газопровод в правовом поле на данный момент не существует.
 
Здесь стоит вспомнить и недавнее положение по закону об американских санкциях, когда Вашингтон так и не дал европейцам точных алгоритмов действий в отношении «Северного потока – 2». Теперь в Брюсселе озадачены, так как они в большей степени ориентируются именно на Вашингтон. По сути никаких ограничений по проекту озвучено не было, что наоборот должно стать стимулом для партнеров «Газпрома» смелее инвестировать в новую газопроводную систему», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
 
Как добавляет Пасечник, в случае с реализацией «Северного потока-2» немецкий прагматизм по факту противостоит неформальным тенденциям Брюсселя, направленным на сдерживание российских энергетических магистралей. Тем не менее замглавы ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович все равно надеется в ближайшее время получить мандат на ведение переговоров с Россией по строительству газопровода «Северный поток – 2».

Козыри "Газпрома"

«Шансы-то получить мандат у ЕК есть. Но даже если они и согласуют подход внутри Евросоюза, то им предстоит еще второй и гораздо более тяжелый раунд, в котором они должны вывести «Газпром» на диалог. Здесь потребуется какой-то размен, потому как сам факт переговоров подразумевают ведение их вне правового поля. Сегодня юридической основы для блокировки «Северного потока -2» просто не существует, это идет в разрез с морским правом.
 
А частные контрпродуктивные инициативы, например, той же Дании насчет ограничения использования ее территориальных вод легко обходятся. «Газпром» уже поработал альтернативный сценарий прокладки маршрута, сделав его на 200 км длиннее. Все это не сильно влияет на экономику и сроки строительства в целом. Фактически у европейцев нет никаких инструментов остановить строительство – даже в случае начала переговоров с ЕК все козыри на стороне «Газпрома», - уверен Александр Пасечник.
 
По мнению эксперта, «Северный поток -2» в конце концов будет работать по схеме «Северного потока-1», представляя собой востребованный, загруженный и коммерчески эффективный маршрут с сухопутным продолжением морского участка. Хотя в будущем сторонам все равно предстоит проделать согласовательный и совещательный путь под надзором Брюсселя, но все возможные трудности выглядят решаемыми. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики