Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» утонул в Балтийском море

«Газпром» утонул в Балтийском море

Еврокомиссия намерена запретить "Северный поток – 2" ради Украины

Европейская комиссия придумала, как получить право вето на строительство газопровода «Северный поток – 2» и европейского ответвления «Турецкого потока». Для этого внешние магистрали, входящие на территорию Евросоюза, решено объявить внутренними «интерконнекторами». И распространить на них жесткие ограничения права собственности и эксплуатации. Москва же пытается сохранить эти магистрали всеми возможными способоми – в том числе и изменением маршрута в обход территориальных вод возражающих государств.

Европейская комиссия (ЕК) сделала важный шаг к тому, чтобы распространить свои полномочия на «Северный поток – 2». Вчера Европарламенту и Совету ЕС предложено внести поправку в Газовую директиву ЕС, которая является частью Третьего энергопакета, изменив определение термина «интерконнектор». Сейчас так называют трубопроводы, которые соединяют газотранспортные системы государств – членов ЕС, а по новому варианту ими станут и те трубы, которые идут из третьих стран.

«Северный поток – 2» планируется проложить по дну Балтийского моря напрямик с российского берега до Германии. Москва и Берлин пытаются представить проект исключительно экономическим, которому нужно только согласование со странами, рядом с которыми проходит труба. Среди сторонников проекта до сих пор были также такие великаны Евросоюза, как Франция, Австрия и Нидерланды, энергетические компании которых участвуют в нем. Но возглавляемая Польшей коалиция Балтийских стран настаивает на политической составляющей проекта, который якобы угрожает энергетической независимости ЕС и, кроме того, лишит Украину дохода от транзита российского газа в Европу. Не надеясь на свои собственные силы, противники проекта активно апеллировали к Еврокомиссии, надеясь с ее помощью заблокировать строительство.

С начала года ЕК пыталась получить мандат от стран – членов ЕС на переговоры с Россией об условиях эксплуатации «СП-2», но ей это не удалось: Германия достаточно недвусмысленно давала понять, что ЕС не должен вмешиваться в строительство газопровода. Однако новый статус трубы может кардинально изменить ситуацию.

В конце октября возник дипломатический скандал между Россией и Данией. Посол РФ в Копенгагене Михаил Ванин заявил, что власти Дании рискуют надолго испортить отношения с Россией, если будут чинить препятствия для строительства газопровода по запланированному маршруту вдоль побережья острова Борнхольм. И это при том, что заявка на разрешение для строительства в Дании будет подаваться только в начале следующего года, так же как заявки в Германию и Финляндию. Сейчас ожидается разрешение от Швеции.

Вчера оператор строительства Nord Stream 2 сообщил, что изучает альтернативный маршрут строительства магистрали на тот случай, если не получит разрешения от Дании на прохождение трубы в ее водах.

Не исключено, что противникам «СП-2» удастся добиться синергии своих усилий в Еврокомиссии, которая, возможно, добьется прямого права влиять на строительство. 

Точнее, на его блокирование, ведь Еврокомиссия не раз заявляла, что вообще не считает необходимым создание этого газопровода, так как она ожидает сокращения потребления «голубого топлива» в Евросоюзе в будущем. В итоге это может привести к реальному запрету на строительство новых российских газопроводов. Ведь ответвление от «Турецкого потока», который 4 ноября уже вошел в территориальные воды Турции, планируется сделать в направлении одной из стран ЕС, и тогда он также автоматически станет «интерконнектором».

Представители Еврокомиссии уверяли вчера, что поправки не направлены против строительства новых газопроводов, включая «Северный поток – 2», а только устраняют правовой вакуум вокруг них. По словам вице-президента ЕК по энергосоюзу Мароша Шефчовича, комиссия просто хочет сделать эксплуатацию транспарентной, и чтобы она соответствовала правилам энергетического рынка ЕС.

«Мы хотим, чтобы столь важный проект, как этот газопровод, не существовал в юридической пустоте или не существовал только на основе российского права. И в связи с этим мы запросили у Совета ЕС мандат на переговоры с Российской Федерацией, чтобы решить, как законодательство (ЕС) может быть соблюдено в отношении этого газопровода», – сказал Шефчович.

Постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов ранее в интервью ТАСС говорил, что Россия готова говорить о «Северном потоке – 2» не только с Европейским, но также с Африканским союзом и с инопланетянами, только, по его словам, вести переговоры не о чем. «Это коммерческий проект, под которым нет никаких межправительственных документов. «Северный поток – 2» – это подводный газопровод, проходящий в нейтральных водах. У ЕС нет собственного морского пространства, а ЕК является регулятором только на территории ЕС и не имеет никаких экстерриториальных прав. То есть зона, по которой пройдет газопровод, находится вне ее компетенции, – сказал Чижов. – Они фактически хотят нормы своего Третьего энергопакета распространить на морскую часть газопровода, что полностью противоречит международному морскому праву. Балтийское море на экономические зоны не поделено».

«Польша и страны Балтии, которые выступают против «СП-2», не готовы договариваться со своими оппонентами и работают на полный срыв российского газопроводного проекта, – сказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. – Польша просит распространить на «СП-2» третий энергопакет для того, чтобы половина мощности газопровода осталась недозагруженной, что приведет к снижению рентабельности проекта и отказу инвесторов от его реализации». Эксперт считает, что если «СП-2» и «Турецкий поток» не будут запущены, то придется продолжать качать газ через Украину.

«Но Киев при этом станет выкручивать руки «Газпрому», фактически диктуя ему условия транзита газа через свою территорию. Сейчас Украина покупает российский газ у европейских трейдеров, совладельцами которых являются украинские политики и бизнесмены. Схема, при которой газ Украине достается по более высокой цене, чем по контракту с «Газпромом», устраивает украинские власти, так как позволяет делать из государственных денег частные», – сказал Юшков.    

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 08.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики