Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный - потом. Еврокомиссия изобрела новые санкции для российского газа

Северный - потом. Еврокомиссия изобрела новые санкции для российского газа

Еврокомиссия (ЕК) заявила о ненужности российского экспортного газопровода "Северный поток – 2", но поскольку запретить его строительство ЕК не в силах, Брюссель решил обратить свои "санкции" на работу трубы. Речь идет о правилах Третьего энергопакета, в соответствии с ними будет изменена Газовая директива ЕС. Обязательство пустить в "трубу" независимых производителей газа, которых на морских участках быть в принципе не может, снижает инвестиционную привлекательность проекта. Однако пока для возможных инвесторов большую опасность представляют уже одобренные конгрессов США санкции против "потока", ограничивающие объемы финансирования. Действия Брюсселя - шантаж, направленный на то, чтобы получить возможность контролировать строительство газопровода, считают эксперты Накануне.RU.

Поправки, озвученные Еврокомиссией, касаются доступа третьих компаний к возможности прокачивать газ по морским участкам трубопроводов, а также разделения работы по его продаже. Напомним, что из-за норм Третьего энергопакета, которые обязуют отдавать 50% мощности трубы сторонним производителям, "Газпром" вел споры с Брюсселем во время строительства "Южного потока" и газопровода Opal (сухопутное продолжение "Северного потока" по территории Германии с доставкой газа в ЕС). Если в первом случае спор завершился вместе с проектом, то во втором российской компании удалось вывести инфраструктуру из-под действия Третьего энергопакета, доказав, что независимых производителей в зоне выхода трубы нет.

"Подключить" сторонних производителей к морским участкам "Северного потока – 2" невозможно, ситуация схожа с Opal. И Еврокомиссия вновь допускает возможность исключений из закона. В материалах сказано, что из-под новой версии Газовой директивы могут быть выведены действующие газпороводы если "поблажки не нанесут ущерба конкуренции на рынке Евросоюза или безопасности газоснабжения в ЕС". Объективно у "Газпрома" есть все шансы отстоять свою позицию, отмечает ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он напоминает, что и Азербайджан год назад добился особого режима для Трансадриатического газопровода (ТАP). Однако в случае с новым российским проектом речь идет не о ревностном следовании ЕК антимонопольным правилам.

"Еврокомиссия прибегает к шантажу. Он показывает нам свои козыри - возможное распространение Третьего энергопакета на морские газопроводы, в частности на "Северный поток – 2". Но в то же время ЕК намекает, что она готова отменить решение в обмен на получение мандата на переговоры о функционировании газопровода. Тонкий момент заключается в том, что Третий энергопакет - правила использования газопроводов, он не запрещает прокладывать трубу. А если ЕК получит мандат на ведение переговоров о "Северном потоке – 2", то встанет вопрос о согласовании условий строительства. "Газпрому" в этой ситуации было бы выгодно действовать в соответствии с нынешним законодательством, которое разрешает построить газопровод, а уже в конце 2019 г., когда настанет время запуска, обсуждать правила его использования с учетом поправок. "Газпрому" целесообразно указывать на невозможность применения Третьего энергопакета к морскому газопрроводу, потому что этим нарушается дух законодательства. Надо настаивать на том, что поправки должны способствовать развитию конкуренции, следовательно они не могут применяться там, где конкуренция даже потенциально невозможна", - рассказал Накануне.RU Игорь Юшков. К моменту завершения прокладки трубы антироссийская истерия может уменьшиться, добавил он.

Напомним, что министры энергетики стран Евросоюза отказали Еврокомиссии в мандате, но Брюссель не отозвал свою заявку и ждет нового заседания Совета ЕС. Особенно негативно к попыткам ЕК получить контроль над газопроводом отнеслись в Германии, где в приоритете коммерческая составляющая проекта. Издание Handelsblatt со ссылкой на госсекретаря минэкономики ФРГ Штефана Капферера сообщило, что в Германии критически отнеслись к новой попытке ЕК подвести проект под свое регулирование. Добавим, что агентство по управленческому консультированию Arthur D. Little в последнем исследовании экономического эффекта от строительства газопровода сделало вывод, что на протяжении пяти лет инвестиции в этот проект создадут в ЕС 31 тысячу эквивалентов полноценных рабочих мест, что добавит дополнительные 2,25 млрд евро к ВВП в различных секторах экономики. Общий экономический эффект от газопровода превысит 5,15 млрд евро, а снижение цен на газ позволит странам ЕС экономить 8 млрд евро ежегодно, что является весомым аргументом для таких крупных потребителей, как Германия.

Ускоренный процесс принятия поправок в директиву может в конечном итоге нанести ущерб необходимым инвестициям в энергетическую инфраструктуру, заявил официальный представитель Nord Stream 2 AG в ЕС Себастьян Сасс. Компания, курирующая строительство трубопровода, сообщила, что проанализирует содержание поправок и будет следить за обсуждением в Европарламенте и Совете ЕС.

"Энергетическая безопасность ЕС зависит от наличия доступных, существенных и диверсифицированных мощностей по импорту (газа), которые, в свою очередь, основываются на стабильной и предсказуемой нормативно-правовой базе. Любые изменения в этом успешном регулировании необходимо тщательно проанализировать", - заявил Сасс.

ЕК, со своей стороны, сделала оговорку о том, что поправки не направлены на блокирование строительства российского газопровода, однако неопределенность правил может смутить будущих инвесторов. Напомним, финансовую модель уже пришлось пересмотреть из-за санкций США. Запрет на крупное финансирование экспортных газопроводов по-прежнему остается ключевым сдерживающим фактором для банковских займов, их доля в новой версии инвестмодели снизится с запланированных ранее 70%. Сейчас возможность финансирования проекта рассматривает итальянский банк Intesa Sanpaolo, но в случае сотрудничества с "Газпромом"он попадет под санкции США. Когда они начнут действовать - неизвестно, закон одобрил конгресс, но подзаконных актов Минфин и другие ведомства еще не издали.

Решение ЕК чувствительно для окупаемости вложенных инвестиций, в случае принятия поправок "Газпром" сможет заполнять газопровод лишь наполовину.

"Получается, мы тратим порядка $9 млрд, чтобы построить трубопровод мощностью 55 млрд кубометров, но использовать сможем только 27,5 млрд кубометров. Вложения становятся в два раза менее эффективными, чем предполагали. Таким образом требования ЕК призваны вынудить участников проекта отказаться от его реализации", - говорит Юшков, добавляя,что потребуется и передача самого трубопровода от "Газпрома" к независимому оператору, который будет им управлять. Но здесь могут помочь европейские участники проекта (ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall).

В представленных материалах Еврокомиссия настаивает на том, что "Северный поток – 2" вовсе ненужен, Брюссель ожидает сокращения потребления газа. Как сообщало Накануне.RU, на сессии ПМЭФ глава "Газпрома" Алексей Миллер давал противоположный прогноз:

"Мы введем газопровод в конце 2019 г., до этого пройдет еще больше 2,5 лет. Если темпы роста спроса на российский газ продолжатся, то и "Северного потока-2" будет недостаточно, чтобы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке".

Российская компания ведет речь не о потреблении газа в Европе - оно действительно может остаться на прежнем уровне или снизиться, а о растущем спросе на газ для импорта на фоне падения собственной добычи, отмечает старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. В текущем году экспорт российского газа увеличился на 9%.

"Регулярное снижение добычи аза в Евросоюзе создает дефицит. Сейчас объявлено о закрытии месторождения Гронинген в Голландии, из-за чего добыча там сократится. Дефицит заполняется либо трубопроводным газом, либо сжиженным. Трубопроводный газ поставляет Норвегия и Россия, причем мы имеем больший потенциал для роста, так как дополнительные объемы стоят не очень дорого. Отсюда и тезис "Газпрома" о том, что российский газ является предпочтительным для заполнения дефицита", - рассказал Накануне.RU аналитик.

Глава австрийской OMV Райнер Зеле сегодня, в ходе телефонной конференции, также заявил о росте спроса на газ: "Трубопроводный газ – надежный и рентабельный. В ближайшие годы нам потребуется больше такого газа. Вот почему новому правительству Германии следует занять более решительную позицию, защищая проект "Северный поток 2" и его реализацию. "Северный поток 2" означает безопасность поставок для Европы, для Германии и Австрии".

Еврокомиссия называет альтернативой трубе "Газпрома" TAP и поддерживает продолжение транзита через Украину. Но для украинской ГТС только лишь словесной поддержки мало, по оценкам экспертов модернизация устаревшей системы трубопроводов требует порядка $10 млрд инвестиций. "Газпром" который задался целью перенаправить потоки, в этих вложениях не заинтересован.

"Развилка в том, что "Северный поток - 2" всеми способами запрещают строить государственные органы, а вкладывать деньги в поддержание жизнеспособности альтернативного маршрута через Украину нужно будет частным компаниям. Если "Газпром" решит продвигать свой проект и построит трубопровод несмотря на поправки, то вероятно, он выйдет победителем. Компании, увидят что "Северный поток - 2" работает и не станут вкладывать деньги в модернизацию украинской ГТС. Евросоюзу ничего не останется, кроме как сделать исключение для российского газопровода", - считает Игорь Юшков.

Автор: Алена Ласкутова

Источник: Накануне.Ru09.11.2017 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики