Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия хочет ограничить «Газпром» в управлении экспортными газопроводами

Еврокомиссия хочет ограничить «Газпром» в управлении экспортными газопроводами

Под ударом могут оказаться не только строящиеся трубы в Германию и Турцию, но и уже действующий «Северный поток»

Еврокомиссия подготовила поправки в законодательство. Они позволяют регулировать все газопроводы, по которым газ поступает в Европу, в том числе и морские. Документ должен гарантировать, что «основные принципы энергетического законодательства ЕС (доступ третьих сторон, тарифное регулирование, разделение собственности и прозрачность) будут применяться ко всем газопроводам в третьи страны и из них до границы юрисдикции ЕС», сообщила Еврокомиссия. Эти поправки еще должны быть утверждены Европарламентом и Советом ЕС. Но цель Еврокомиссии – принять их до конца 2018 г., говорил в сентябре председатель ЕК Жан-Клод Юнкер.

Если поправки будут приняты, это автоматически ограничит «Газпром» в возможности управления новыми экспортными газопроводами в Европу. Действующее европейское энергетическое законодательство, известное как Третий энергопакет, было принято в 2009 г. Его ключевые требования в отношении газотранспортной инфраструктуры на территории Европы включают разделение функций поставщика и транзитера газа, а также обеспечение доступа к трубе третьих сторон. Но «Газпром», протянувший по дну Балтики в Германию газопровод «Северный поток» и строящий вдоль него «Северный поток – 2», а по дну Черного моря – «Турецкий поток» в Турцию (одна из двух ниток предусматривает транзит газа в Европу), до сих пор успешно избегал попадания под нормы европейского законодательства. Ведь большая часть труб проходит в нейтральных водах. 

Крупнейший поставщик

«Газпром» – крупнейший поставщик газа в Европу. Он контролирует треть рынка. В этом году поставки газа в Европу вырастут на 3,2–6% до 185–190 млрд куб. м.

Предложенные поправки не направлены против строительства «Северного потока – 2», они будут распространяться на все морские газопроводы, говорится в сообщении Еврокомиссии. Впрочем, в нем упомянуто, что для уже существующих трансграничных трубопроводов могут быть сделаны некоторые исключения, если они «не наносят ущерба конкуренции или безопасности поставок». Могут быть сделаны исключения и для строящихся газопроводов. Например, из-под действия поправок будет выведен проект Трансадриатического трубопровода, сообщает Еврокомиссия. Эта труба протянется от турецкой границы через Грецию, Албанию и через Адриатическое море дойдет до севера Италии. Решать, делать ли исключение для «Северного потока», будет Германия, сообщает Еврокомиссия.

Многие страны ЕС, особенно Восточной Европы, настроены против строительства «Северного потока – 2», говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Помешать физическому строительству трубы Еврокомиссия не может, но распространить на нее действие уточненного Третьего энергопакета – вполне, считает партнер адвокатского бюро «Лобода, Филимонов и партнеры» Андрей Лобода.

Весь смысл Третьего энергопакета состоит в ограничении монополии на энергетическом рынке Европы, напоминает юрист BGP Litigation Денис Дурашкин. «Естественно, предложенные поправки сформулированы таким образом, чтобы их можно было распространить на любой морской трубопровод, будь то «Северный поток – 2» или вторая нитка «Турецкого потока», – говорит Дурашкин. Но решение в конечном итоге будут принимать Совет ЕС и Европарламент. В Совете ЕС у проектов «Газпрома» внушительное лобби в лице, например, Германии. «Вместе с другими своими союзниками, я бы предположил, она сможет заблокировать утверждение предложенных Еврокомиссией изменений», – сказал Дурашкин.

Инициатива Еврокомиссии специально возникла, чтобы затормозить именно «Северный поток – 2», считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Турецкий поток» приходит в Турцию, которая не входит в Евросоюз и не подчиняется европейским законам, так что это не должно навредить проекту, уверен Гривач.

Оператор проекта «Северный поток – 2» Nord Stream 2 AG сообщил, что знаком с поправками. Они предусматривают «далекоидущие изменения» в законодательстве и «заслуживают тщательной консультации с заинтересованными сторонами», считает представитель Nord Stream 2 AG. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался. 

Авторы: Артур Топорков, Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 09.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики