Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не лишат монополии ради «Северного потока-2»

«Газпром» не лишат монополии ради «Северного потока-2»

«Газпром» не исключает разделения компании и допуска к экспорту трубопроводного газа независимых производителей. В то же время Еврокомиссия (ЕК) предлагает распространить на «Северный поток-2» действие Третьего энергопакета. По правилам ЕС., оператором газопровода должна быть независимая от поставщика компания, а доступ к нему могут иметь все поставщики. Таким образом, газовая «реформа» выглядит актуальной. Эксперты, однако, сомневаются в том, что она осуществится в ближайшее время. И требования ЕК не могут для нее веской причиной. Газовый инициативы Брюсселя, по мнению экспертов, не следствие монопольного положения «Газпрома», а повод, чтобы остановить строительство балтийского газопровода.

В проспекте к новому выпуску еврооблигаций «Газпрома» говорится, что доступ к экспорту газа трубопроводами независимых производителей и реорганизация компании возможны. «Проект Стратегии по развитию энергетики в России до 2035 г. (от 1 февраля 2017 г.) предполагает сохранение монополии на экспорт трубопроводного российского газа, но нет уверенности в том, что эксклюзивное право компании в будущем не будет отменено, либо наш бизнес или операционная деятельность не будут реорганизованы каким-либо другим образом», — говорится в проспекте, который приводят «Ведомости».

В издании уточнили, что о реорганизации в «Газпроме» говорят впервые, а вот о потере монополии на экспорт газа уже упоминали в нескольких проспектах.

«Риски, указанные в проспекте, не говорят о том, что они существуют уже сейчас», — говорит заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. По его словам, риски — очень формальная вещь, которую необходимо указывать в подобных документах. «Либерализация рынка газа для „Газпрома“ — риск? Риск. Ее обсуждают? Обсуждают. Это уже является причиной для его указания в проспекте, но она может и не быть реальным риском для компании», — эксперт считает, что в ближайшей и даже среднесрочной перспективе угрозы разделения «Газпрома» и допуска независимых производителей к экспортным газопроводам нет.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорит, что за последнее время не произошло каких-либо событий, которые говорили о возможном разделении монополии. «Дискуссии ведутся. О такой возможности говорится в проекте правительственной стратегии до 2035 года. Однако разделения может не произойти вообще».

Источник «Ведомостей» сообщил, что решения по монополии «Газпрома» на экспорт газа нет: «никаких совещаний на эту тему не проходило, поручений не давалось». В то же время с идеей разделения российского холдинга уже несколько лет выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее глава Игорь Артемьев уже несколько раз заявлял об этом. Так же доступ к экспортным газопроводам лоббируют «Роснефть» и НОВАТЭК. Пока им разрешили экспорт газа в виде СПГ. А Игорь Артемьев признал, что разделение «Газпрома» возможно только в случае прямого поручения президента России. 

Среди причин, почему «Газпром» до сих пор не разделили, уже давно называют опасность конкуренции российских производителей на рынке газа Европы, что может привести к снижению цен и уменьшению поступлений в бюджет. Василий Танурков говорит еще и о необходимости газификации страны и развитии экспортной инфраструктуры. «Это дорогие проекты, которые осуществляет за свой счет „Газпром“ и в этом заключается его социальная функция. За нее компания имеет монопольное право на экспорт газа трубопроводами. Пока необходимость развития инфраструктуры есть, разделение „Газпрома“ выглядит невероятным», — говорит замдиректора агентства АКРА.

Разделение «Газпрома» и допуск к экспортным газопроводам могли бы облегчить ситуацию вокруг строительства «Северного потока-2». EADaily писало о законодательной инициативе Еврокомиссии распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы в страны ЕС из третьих стран. «По нефти у Европы нет вопросов к России, так как ее экспортируют разные поставщики и ни у кого нет монопольного положения, — замечает эксперт. — Однако, что касается газовых поставок, то требования Еврокомиссии — не следствие монополии „Газпрома“, а повод остановить строительство газопроводов из России».

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков предполагает, что если даже Россия разделит «Газпром» и откроет доступ к экспорту трубопроводного газа независимыми производителям, Еврокомиссия найдет новые поводы, чтобы пытаться остановить проект. «Скажут, что другие поставщики также представляют Россию, поэтому доступ — фикция», — эксперт считает, что цель ЕК распространить действие Третьего энергопакета на «Северный поток-2» — попытка отпугнуть от проекта партнеров «Газпрома»: «Газопровод должен будет быть недозагружен на 50%, чтобы ими могли воспользоваться независимые операторы. Понятно, что их не будет. А использование газопровода в половину мощности резко снижает его рентабельность и делает малопривлекательным для европейских партнеров „Газпрома“, которые лоббируют проект в странах ЕС».

Источник: EADaily, 10.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики