Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин в РФ удерживали до последнего, но теперь они начнут расти

Цены на бензин в РФ удерживали до последнего, но теперь они начнут расти

Оптовые цены на бензин в середине ноября достигли максимума 2017 года, пишет "Коммерсант" со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Так, цена одной тонны бензина АИ-92 с 7 по 13 ноября выросла на 2,3% - до 42 850 рублей, тонна топлива АИ-95 подорожала на 1,7% - до 44 990 рублей.

Данные подтверждает и информационно-аналитический центр "Кортес". По их оценке, оптовые цены на бензин в России по итогам рабочей недели с 6 по 10 ноября выросли; наиболее значительно изменилась цена на бензин "Нормаль-80", который подорожал на 863 рубля — до 39 338 рублей за тонну. Бензин "Регуляр-92" подорожал на 382 рубля за тонну - до 42375 рублей, а топливо "Премиум-95" – на 476 рублей за тонну, до 44 723 рублей. 

Выросли и цены в мелком опте. Так, бензин "Нормаль-80" подорожал на 11 рублей за тонну до 44 332 рублей, "Регуляр-92" – на 305 рублей, до 46 689 рублей, "Премиум-95" – на 232 рубля, до 48,595 за тонну. В рознице рост пока менее ощутим. Стоимость "Нормаль-80" выросла на 9 копеек и составила 35,04 рубля за литр, "Регуляр-92" - на 2 копейки, до 37,45 рубля за литр, "Премиум-95" подорожал на 2 копейки, до 40,26 рубля. Стали дороже и другие категории топлива – дизельное, топочное, авиационное.

Подобный рост нехарактерен для России с ее сезонным спросом – как правило, осенью-зимой он снижается, что заставляет немного проседать и цены. Как пишет "Коммерсант", причиной скачка оптовых цен на бензин стала остановка одной из ключевых установок "Газпром нефти" на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) на прошедшей неделе. Компания сократила отгрузки бензина на рынок и перешла к закупкам партий бензина на бирже. 

Такую версию опроверг глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. По его мнению, влияние временного прекращения работ на МНПЗ было сиюминутным. Стратегически цены на бензин зависят от двух главных факторов: инфляции и усугубления налоговой нагрузки. Ежегодно растет налог на добычу полезных ископаемых, акцизы на топливо. Часть этой нагрузки переносится на потребителя, отметил он.

Подорожание бензина совпало и с ростом мировых цен на нефть – с конца октября сорт Brent стоит дороже 60 долларов за баррель. Последний раз такие цены были в ноябре 2015 года.

ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ

Нынешний рост цен на топливо во многом обусловлен политикой государства, способствовавшего сдерживанию подорожания сразу после кризиса, считают опрошенные "Прайм" эксперты. После падения курса национальной валюты в конце 2014 года адекватного роста цен на бензин не произошло, напомнил гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

"В результате сложилась ситуация, когда бензин и дизтопливо в РФ стали самыми дешевыми в Европе. Это, бесспорно, хорошо для населения в период кризиса, но не так позитивно для рынка. Во-первых, стал невыгодным и исчез поток импортного бензина из Белоруссии, Финляндии и Юго-Восточной Азии для Дальнего Востока. Во-вторых, сократилась выработка российского  бензина: если в 2012 году перерабатывалось 95% поступающей на НПЗ нефти, то в 2016 году – лишь 80%", - рассказал он. 

Но такая ситуация не может продолжаться долго. Если производство бензина невыгодно, то, невзирая на все политические и административные меры, нефтяники все равно будут его сокращать, рассуждает Танкаев. В прошлом году убытки от производства топлива компенсировались прибылью от других видов нефтепереработки – прежде всего, нефтихимии. Но сейчас этого нет, поэтому цены должны либо достичь как минимум паритета с затратами на производство, либо нам грозит бензиновый дефицит, как это было, например, в 2007 году, напомнил он. 

По словам руководителя аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Александра Пасечника, вертикально интегрированные компании (ВИНК) перенесли центр прибыли в оптовое звено, тем самым в какой-то степени сдерживая рост розничных цен. "Такая ситуация, по сути, душит независимых продавцов, а ведь по статистике их АЗС больше, чем АЗС крупных компаний", - отметил он. 

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ

Эксперты прогнозируют дальнейшее подорожание топлива – прежде всего, в оптовом, а затем и в розничном звене. "Резких скачков цен до марта 2008 года не будет из-за приближающихся выборов и традиционного для зимы падения спроса. Зато к середине весны следующего года мы можем увидеть в рознице 95-й бензин по цене до 50 рублей за литр, если не будет роста курса рубля к евро", - прогнозирует Танкаев. Зависимость от европейской валюты не случайна – все страны, соседствующие с РФ, ориентируются именно на нее, и цены в евро там выше, чем у нас. Кроме того, Россию ожидает рост спроса на топливо на фоне посткризисного восстановления, в том числе, увеличения продаж автомобилей.

По мнению Пасечника, биржевые рекорды на оптовые цены отразятся на рознице с лагом в 2-3 недели, включая и независимых игроков, и ВИНК. Но после подорожания в опте независимым игрокам будет сложнее, поскольку, в отличие от ВИНКов, они не смогут позволить себе определенное сдерживание, выбирая более значительные оптовые объемы. 

С учетом выборов наверняка будет предпринят так называемый негласный мораторий по заморозке цен, скорее всего, с января, а до этого момента компании будут стараться создать задел прочности, повышая стоимость топлива, полагает эксперт. 

В более отдаленной перспективе удорожание, скорее всего, будут стараться удерживать в рамках инфляции. Однако сейчас это сложнее, чем в предыдущие периоды, поскольку тогда инфляция была выше, и цены на бензин за ней просто не успевали. 

"Снижения стоимости топлива ждать не стоит по объективным причинам: олигопольное содержание рынка не меняется, и государство в лице ФАС об этом знает. Однако пока антимонопольное ведомство ограничивается рекомендациями увеличить биржевое предложение, чтобы снять проявления конъюнктурных всплесков на линейку горючего", - заключил представитель ФНЭБ

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 14.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики