Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские партнеры "Северного потока-2" лишают Украину статуса транзитера российского газа

Европейские партнеры "Северного потока-2" лишают Украину статуса транзитера российского газа

Согласие компании Wintershall продолжать финансирование "Северного потока-2" в условиях санкций США избавляет Россию от проблем и отнюдь не обрадует Украину. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Разъяснения Минфина США по пакету санкций, принятых американским Конгрессом в августе этого года, оговаривают сроки подписания контрактов на финансирование проекта "Северный поток-2". Указывается: если подписи под соглашениями будут поставлены в 2018 году, контракты подпадут под санкционные ограничения. Любые оформленные в 2017-м проекты реализовывать можно. И сейчас "Газпром" максимально формирует события, чтобы привлечь инвестиции в проект.
 
Российская сторона сейчас занимается как раз оформлением договоренностей, чтобы кредиты не стали мишенью для рестрикций США. Все шансы успеть есть. Если вопрос финансирования удастся снять до конца декабря, строительство "Северного потока-2" больше не встретит непреодолимых препятствий. Партнеры "Газпрома" ведут постоянные консультации с США, чтобы точно понимать, какие контракты и кредиты и в какие сроки можно оформлять без опасений попасть под санкции", - считает специалист.
 
Глава крупнейшей немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен в кулуарах конференции ADIPEC в Абу-Даби заявил: компания готова перечислить следующий транш партнеру Nord Stream 2 на строительство второй ветки "Северного потока" в любой момент. По его словам, разъяснения США по новым санкциям в отношении проекта показывают, что европейские партнеры могут продолжать поддерживать проект финансово.
 
"Главное, что потеряет Украина с вводом в эксплуатацию "Северного потока-2" – существенные бюджетные доходы. Кроме того, придется решать, что делать с транзитным газопроводом – поддерживать незагруженную систему в рабочем состоянии очень дорого. Кроме того, с исчезновением транзита потеряют рабочие места специалисты, обеспечивающие сейчас работу ГТС.
 
Главное, что теряет Киев – статус страны-транзитера газа. Большую часть "трубы" придется разобрать, оставив лишь мощности порядка 30 млрд кубометров в год против номинальной 110 миллиардов. Дело в том, что при стабильном росте потребления газа в Европе даже с учетом новых трубопроводов российских мощностей может не хватить. Тогда по разовым или годовым контрактам можно будет использовать украинскую ГТС в объеме 10-15 млрд кубометров в год", - подчеркивает эксперт.

Корабли и "потуги" Еврокомиссии

 
Закон о санкциях, ограничивающих участие потенциальных партнеров в строительстве российских газопроводов, президент США Дональд Трамп подписал в августе этого года. Новелла предполагает: американский лидер сможет налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более $5 млн за год или $1 млн единовременно.
 
В октябре посол США на Украине Мари Йованович заявила, что "Северный поток-2" снизит транзит газа через страну и лишит Киев дохода в 2,7 млрд долларов в год, или 3% ВВП. Ввод в эксплуатацию "Северного потока-2" и "Турецкого потока" лишит украинский бюджет этих доходов. Европейскими партнерами "Газпрома" по проекту являются немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская Shell.
 
"Теоретически снятие проблем финансирования убирает препятствия для строительства "Северного потока-2". Претензии Еврокомиссии о применении к российским газопроводам правил Третьего энергопакета ЕС несостоятельны и едва ли воплотятся в жизнь. Но на практике "подводные камни" все же могут появится – к примеру, у "Газпрома" нет собственных кораблей-трубоукладчиков по морю, а контракты с их владельцами несут "санкционный риск" из-за США.
 
Кроме того, остается фактор Дании, которая под влиянием Брюсселя сейчас лоббирует поправки в законодательство. Согласно им, Копенгаген сможет рассматривать проекты газопроводов, проходящих по территории страны и ее прибрежной акватории не только по экологическому аспекту, но и с точки зрения национальной безопасности. То есть разрешение на прокладку трубопровода должны давать МИД и Минобороны.
 
Однако здесь нарушается юридический принцип "закон обратной силы не имеет". Заявку на согласование строительства трубопровода "Газпром" подавал еще весной 2017-го, а поправки в законодательство Копенгагена – история совсем свежая. Их принятие и попытка применения "задним числом" может трактоваться, как стремление намеренно помешать реализации коммерческого проекта. Это дает право "Газпрому" действия Копенгагена оспорить в европейских инстанциях", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 14.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики