Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются

Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются

Топливо по стоимости обгоняет "черное золото"

Россия, которая в равной степени с Саудовской Аравией считается главной топливной державой в мире, снова не может справиться с ростом цен на моторное топливо. Удорожание и снижение цен на «черное золото» пока отражается на показателе стоимости бензина только в одном направлении — ценник на АЗС растет в обеих ситуациях. Будущий год — не исключение. По прогнозам, литр Аи-95 подорожает до 42 рублей, а топливо Аи-98 рискует дотянуть до 50 рублей.

Доехать от Москвы до Ленинграда стоило до последнего времени (по расходу бензина) примерно 2,6 тыс. рублей. Теперь стоимость трансфера между двух столиц может дойти до 2,9 тыс., а то и до 3 тыс. рублей. Удовольствие не из дешевых, тем не менее более 10 млн россиян ежемесячно пользуются такой услугой.

В принципе, недорого. Билет на авиаперелет между Питером и Москвой в престижном классе стоит менее 5 тыс. рублей. Рейс «Сапсана» в оба конца в два-три раза дешевле — то есть стоит примерно столько же, сколько заплатить за бензин. Однако «железный конь» уже не является излюбленным транспортным средством отечественных путешественников. Топливо дорожает, поэтому количество междугородных пассажироперевозок падает. За последний год их число сократилось примерно на 10%, и эта тенденция увеличивается:

Уверенности не прибавляет и ОПЕК, которая в своем отчете за ноябрь улучшила прогноз по спросу на нефть в мире в 2017 году — почти до 100 млн баррелей. Как отмечают эксперты, это было сделано, чтобы отразить результаты из Китая в III квартале, которые превысили ожидаемые значения. Это связано с возросшими ожиданиями от стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также от КНР, Индии и других государств.

Кроме того, как отмечается в годовом отчете Международного энергетического агентства (МЭА — международная организация, отвечающая преимущественно на энергетическую политику США), всего мировая добыча «голубого топлива» к 2025 году должна превысить 4 трлн кубических метров, к 2040 году — 5,3 трлн.

«Как ожидается, американцы будут добывать к 2025 году 971 млрд кубометров, а к 2040 году — чуть более триллиона. Третьим производителем станет Иран с показателями 243 млрд кубометров (к 2025 году) и 338 млрд (к 2040 году) кубических метров соответственно. Доля российского газа в мировой торговле увеличится до 37% к 2025 году и 40% к 2040 году.

Цены на бензин в России на первый взгляд не привязаны к таким макроэкономическим показателям, как цены на нефть и газ. Однако такая зависимость прослеживается. Скачки стоимости «черного золота» отражаются на ценниках на АЗС — в России зафиксирован рекордный рост оптовых цен на моторное топливо. С начала ноября стоимость бензина Аи-92 выросла на 3%, до 43,2 тыс. рублей за тонну, а за тонну Аи-95 теперь требуют почти 45,7 тыс. рублей.

Чиновники уверены, что не следует впадать в панику. «Сейчас меняется конъюнктура внешнего рынка. Цены на нефть выросли существенным образом. Пошлина (на производство углеводородов. — «МК») меняется примерно с месячной задержкой. Это означает, что предел роста цен на бензин и стимул для снижения появятся в ближайшее время», — отмечает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

По словам специалиста Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, цены на бензин повышаются вне зависимости от нефтяного фактора. Это связано с налоговой системой, которая составляет до 80% стоимости бензина, с различными сборами, пошлинами и акцизами, идущими в бюджеты различных уровней вне зависимости от цен на сырье. Как отмечает эксперт, несмотря на то что нам рапортуют, будто инфляция чуть ли не нулевая, если взять потребительский сектор, то там инфляция в два-три раза обгоняет официальную. Поэтому уверенность в долгосрочной перспективе повышения цен, отвлеченно от мирового рынка энергоресурсов, будет однозначная. Литр Аи-95 вырастет в цене до 42 рублей, а Аи-98 дотянет до 50 рублей.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 14.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики