Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые российско-белорусские переговоры по газу: подводные камни

Новые российско-белорусские переговоры по газу: подводные камни

Россия и Беларусь начали новые переговоры по газовому вопросу. Вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко сообщил, что ведет с российским коллегой Аркадием Дворковичем переговоры по вопросу изменения условий торговли газом. По ряду вопросов стороны легко придут к соглашению. Но есть и чреватые конфликтами подводные камни, которые лучше предупредить заранее.

Позиции сторон в целом ясны. Беларусь стремится ускорить создание единого рынка газа. В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, на территории стран членов-союза должен быть создан единый рынок энергоресурсов. Фактически это ведет к установлению и единых цен. Значит, стоимость газа для Беларуси станет такой же, как и в российских регионах. 

Приближение единого энергетического рынка ЕАЭС 

Единый рынок газа должен заработать с 2025 г. В договоре о ЕАЭС сказано: «В целях формирования общего рынка газа Союза Высший совет утвердит до 1 января 2016 г. концепцию, а до 1 января 2018 г. программу формирования общего рынка газа Союза, предусмотрев срок выполнения мероприятий программы до 1 января 2024 г.».

Семашко в своем заявлении уточнил, что до 1 июля 2019 г. нужно подготовить проект соглашения, содержащий формулы расчета цен на газ в 2020-2024 гг. В договоре о ЕАЭС 2019 г. не фигурирует. Это дата окончания действия Протокола о порядке формирования цен при поставке природного газа в Беларусь, подписанного «Газпромом» и белорусским правительством в апреле 2017 г. Именно этот протокол определил действующие сейчас правила торговли газом между двумя странами. 

Минск будет стремится как можно скорее привести двусторонние отношения с Россией в газовой сфере к форме единого рынка газа, который заработает для других членов ЕАЭС только в 2025 г. В интересах Беларуси –  продолжать интеграционный процесс в газовой сфере, который успешно проходит уже более 10 лет. Это позволяет белорусской стороне снижать стоимость «голубого топлива».

В частности, Минск продал «Газпрому» свою газотранспортную систему, что позволило ему гарантировать 100% загрузку транзитных мощностей, а также получить самую низкую цену на газ среди иностранных клиентов «Газпрома». 

Отказ от доллара в расчетах за газ 

Вероятно, теперь Минск будет настаивать на том, чтобы убрать из формулы ценообразования на газ долларовую составляющую.

Фактически сейчас формула уже в основном «рублевая» и выглядит следующим образом: тариф на газ в ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ – прим. «ЕЭ») рассчитывается в рублях, остальные компоненты (стоимость транзита до Беларуси, хранение в подземных хранилищах газа, маркетинговая надбавка) рассчитываются в долларах плюс действующий с апреля 2017 г. понижающий коэффициент.

Минск хотел бы рассчитываться с «Газпромом» в рублях. Во-первых, не нужно тратить доллары, получаемые от экспорта собственных товаров в Европу. Во-вторых, Беларусь может попросить российскую сторону пересчитать цены на газ, вернув рублевую цену, существовавшую примерно в 2013 г. (до девальвации российской валюты). Таким образом, реальная цена на газ существенно снизится.

Полное исключение долларовой составляющей из отношений с Беларусью снизит прибыль «Газпрома». Получение прибыли в долларах и наличие затрат в рублях повышает прибыльность в условиях «слабого» рубля.  В то же время России важно выручать доллары за свои товары, так как валютой приходится расплачиваться за поступающий в страну импорт.

Однако, укрепляясь в качестве одного из полюсов мировой политики, России также важно повышать экономическую самостоятельность складывающегося вокруг нее лагеря стран. Переход на взаиморасчеты в нацвалютах в долгосрочной перспективе будет способствовать решению данной задачи. Поэтому нельзя исключать компромисса между Минском и Москвой по переходу полностью на расчеты за газ в рублях. Однако следует учитывать, что с экономической точки зрения этот компромисс принесет выигрыш именно белорусской стороне. 

Нефтяной вопрос 

Наибольшие споры между Россией и Беларусью на новом витке нефтегазовых переговоров может вызвать даже не газовый, а нефтяной вопрос. Недавний энергетический конфликт закончился тем, что Беларусь пошла на уступки по газовому вопросу, но получила бонусы в нефтяном.

 «Газпром» сохранил действующий контракт на поставку газа в Беларусь и собственный доход. За 8 месяцев 2017 г. Беларусь импортировала 12,12 куб. м газа по $145 за 1 тыс. куб. м. А вот российский бюджет стал недополучать средства из-за появления механизма «перетаможки» нефти.

Стоит пояснить это подробнее. Беларусь получила возможность закупать 24 млн т нефти в год. При желании белорусского руководства можно было покупать и перерабатывать все 24 млн, а можно было сократить объем переработки до 18 млн. А остальные 6 млн т прокачивать через свою территорию (белорусские компании не становились бы собственниками этой нефти) и получать экспортную пошлину в свой, белорусский бюджет.

Учитывая, что именно при переработке не более 18 млн т Беларусь может получать максимальный объем качественного маржинального топлива (это связано с техническими возможностями белорусских НПЗ – прим. «ЕЭ»), то схема с «перетаможкой» 6 млн т оказалась крайне выгодной.

28 сентября 2017 г. постановлением совета министров РБ экспортная пошлина на сырую нефть установлена в размере $87,9 за тонну. Если представить, что подобная пошлина сохранится на протяжении года, то Беларусь получит по схеме «перетаможки» $527,4 млн. В следующем году Беларусь при сохранении тренда на удорожание нефти получит еще больший доход от «перетаможки».

К тому же, Минск по условиям договоренностей с Россией был освобожден от обязанности поставлять нефтепродукты на российский рынок, что позволило ему перенаправить их на более маржинальный украинский рынок. Средняя цена тонны поставленных на Украину из РБ нефтепродуктов за 8 месяцев 2016 г. составляла $389,2, а за аналогичный период 2017 г. – $498,5 (рост средней цены на 28%).

Однако, в случае изменения системы торговли газом, Россия предложит Беларуси отменить механизм перетаможки. Причина в том, что он фактически увязан с нынешними двусторонними договоренностями по газу образца апреля 2017 г. Этот механизм де-факто является мерой компенсации для белорусской экономики.

Минск будет настаивать на сохранении подобной практики и дальнейшей интеграции в газовой сфере. Тот факт, что у двух сторон вполне достаточно времени для достижения договоренностей, дает надежду, что в этот раз договор будет достигнут не после «энерговойн», а заранее, за столом переговоров. 

Контуры соглашения 

Компромисс может состоять в досрочном пересмотре цены на газ с переходом в 2020 г. на внутрироссийские цены плюс стоимость доставки по территории Беларуси с одновременным отказом от механизма «перетаможки» по нефти.

Перенаправление экспортных пошлин на нефть из российского в белорусский бюджет – это ручное управление финансовыми потоками, поэтому оно будет со временем отменено.

А выход на равные с внутрироссийскими цены на газ и так произойдет при переходе на единый рынок энергоносителей в рамках ЕАЭС. Поэтому Минск получит дешевый газ, а Москва вернет себе пошлины от экспорта нефти. В случае снижения стоимости газа более чем на $20 за каждую тыс. куб. м газовые преференции становятся более выгодными для Беларуси, чем доход от нефтяной «перетаможки».

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 14.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики