Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительству до лампочки: Медведев утвердил новые требования к осветительным приборам

Правительству до лампочки: Медведев утвердил новые требования к осветительным приборам

Минэнерго предлагает снизить порог для разрешенных к использованию ламп накаливания до 70-50 ватт. Запрет на лампы мощностью в 100 ватт был введен в России в 2011 году 

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил новые требования к электрическим лампам, используемым в целях освещения. Соответствующий документ опубликован в среду, 15 ноября, на сайте правительства. 

«Цель новых требований энергетической эффективности – уменьшить энергозатраты на освещение и снизить негативное воздействие на окружающую среду», — говорится в пояснении пресс-службы.

Ежегодно в России на освещение расходуется 109 млрд киловатт-час электроэнергии (это почти 12% от общего энергопотребления). Эту цифру можно сократить почти на 45%. Потенциал энергосбережения в освещении в правительстве оценили в 60 млрд киловатт-час в год.

Осветительные устройства и электролампы будут приведены к новым требованиям в два этапа. Первый продлится  с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года. Второй начнется 1 января 2020 года. В правительстве рассчитывают, что новые требования к энергетической эффективности позволят повысить качество освещения в различных сферах, уменьшить энергозатраты на освещение и снизить негативное воздействие на окружающую среду.

В основном эти требования касаются люминесцентных, светодиодных ламп и галогенных ламп. На первом этапе время зажигания этих ламп не должно превышать 2 секунд. На втором — не быть более 1,5 секунд для ламп мощностью менее 10 Вт и не более 1 секунды для ламп мощностью более 10 Вт. Время зажигания до достижения 60% установившегося светового потока на первом этапе должно быть менее 60 секунд, на втором этапе – менее 40 секунд. 

Требования к обычным вольфрамовым лампам накаливания уложились всего в несколько строк: минимальные нормированные значения световой отдачи таких ламп должно быть не менее 7 люмен в час. Судьба так называемой «лампочки Ильича» была во многом определена федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» 2009 года. Закон ввел запрет на импорт, выпуск и реализацию ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. Муниципальным и государственным предприятиям было запрещено закупать лампы накаливания в целях освещения.

Медведев и «лампа Ильича»

Впервые судьбой отечественного рынка ламп накаливания правительство всерьез заинтересовалось в 2006 году. Тогда было принято постановление «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания», установившее квоты на ввоз этой продукции в Россию. Главным лоббистом запретительных мер был предприниматель Виктор Столповских, владелец холдинга В.А.В.С. (четыре завода по производству ламп).

Ограничения на импорт действовали три года, до апреля 2009-го. В результате 90% рынка оказалось под контролем отечественных производителей. Доля В.А.В.С. перевалила за 70%. Столповских объявил о планах увеличить выпуск ламп до 2 млрд штук в год, грозился запустить несколько линий по производству энергосберегающих ламп. Однако в мае 2009 года холдинг был признан банкротом. 75% его акций отошло Сбербанку за неуплату долга по кредиту на $150 млн, взятому в 2005 году со сроком возврата в 2011 году.

Летом 2009 года  Дмитрий Медведев (тогда он занимал пост президента страны) выступил с идеей ввести в России запрет на оборот ламп накаливания. Сделал он это на волне аналогичных мер, принимаемых в других странах мира. В Европе запрет на лампы мощностью в 100 Вт был введет в 2009 году.

«Это такая революционная штука — организовать систему контроля за оборотом ламп накаливания», — заявил Медведев 2 июля 2009 года на заседании президиума Госсовета по вопросам повышения энергоэффективности российской экономики.

Одним из главных «бенефициаров» запрета традиционных ламп накаливания Forbes тогда назвал миллиардера Михаила Прохорова F 13. Еще в 2008 году  Прохоров объявил о совместном проекте с «Роснано» по производству светодиодных ламп в Санкт-Петербурге. Инвестиции Прохорова в проект составляют около $30 млн. «Онэксим», который владеет контрольным пакетом в СП с «Роснано», рассчитывал завоевать не менее 7% российского рынка светотехники. 

В ноябре 2009 года Медведев подписал закон об энергосбережении и энергетической эффективности. В соответствии с новым законом, в 2011 году из продажи исчезли лампы мощностью 100 ватт. Было объявлено, что через два года будут запрещены 75-ваттные лампы накаливания, а через три — вообще все лампы накаливания. 

Но этого не произошло. Тем не менее, летом 2016 года Минэнерго вновь предложило ввести запрет на оборот ламп накаливания мощностью 60 и 75 Вт на том основании, что светодиодные лампы в восемь-девять раз экономичнее. Это предложение не было реализовано, так как в 2015 году лампы накаливания занимали почти 62% российского рынка. Светодиодные лампы — 15%, промышленные (двухцокольные) люминесцентные лампы — 9% и бытовые энергосберегающие — 8%. 

В октябре 2017 года глава Минэнерго Александр Новак вновь предложил за два года снизить порог для ламп накаливания до 70-50 Вт. «Наша промышленность готова сегодня обеспечить современными энергоэффективными лампами всех», — отметил министр. По его словам, применение светодиодных лампочек позволит сэкономить более 3 млрд рублей.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков считает, что запрет на лампы накаливания мощностью в 100 ватт не имел серьезных результатов. Как он рассказал Forbes, российские производители воспользовались лазейками и продолжали производить те же лампы, указывая на упаковке мощность в 95 ватт.

(О том, как российские производители обходили этот запрет, читайте в расследовании Forbes «Закон сохранения энергии»). 

Но вот обещание запретить лампы мощностью больше 40 ватт могут серьезно ударить по потребителю и рынку осветительных приборов. Такие лампы не создают комфортного освещения, и население будет вынуждено менять нынешние лампы в 95 ватт на энергосберегающие. До выборов, по мнению эксперта, эта мера не будет реализована, так в регионах это будет ощутимым ударом по кошельку потребителей (хорошая светодиодная лампа с мощностью, аналогичной лампе накаливания в 75 ватт, стоит 300-350 рублей). Но в 2018-2019 годах эта тема вновь «заиграет» и постепенно будет реализована. Подписав Парижские соглашения по климату, Россия взяла на себя обязательства сократить выброс парниковых газов и потребление энергии. И запрет на мощные лампы накаливания — один из вариантов выполнить эти обязательства. 

Автор: Андрей Злобин

Источник: Forbes.Ru, 15.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики