Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба и немного нервно

Труба и немного нервно

Поправки в третий энергопакет повышают риски «Северного потока - 2»

Попытки еврочиновников повлиять на возможность прокладки в Европу трубопровода «Северный поток – 2» становятся все чувствительнее для «Газпрома» по мере приближения 1 января 2020 г. – дня, когда истечет срок действия соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину. На этой неделе Еврокомиссия (ЕК) заявила о завершении работы над анонсированными поправками в энергетическое законодательство Евросоюза (ЕС), которые ставят под удар планы «Газпрома» к 2020 г. завершить прокладку альтернативы украинской трубе, которую составляют первая, уже действующая, и вторая, еще не проложенная, очереди «Северного потока».

Вероятность того, что поправки утвердят, невелика, но все-таки есть: это должно повысить риски удорожания и затягивания ввода «Северного потока – 2» и усилить давление на Россию, которую Европа хочет вернуть к диалогу с Украиной не только по транзиту газа, приносящему Украине $2 млрд доходов, но и по политическим вопросам. Продолжение транзита газа через Украину после 2020 г. – это приоритет для ЕС, заявил в сентябре вице-президент ЕК по вопросам энергосоюза Марош Шефчович.

Цель ЕК – принять поправки до конца 2018 г., говорил в сентябре 2017 г. председатель ЕК Жан-Клод Юнкер. В этом случае на «Северный поток – 2» распространятся правила так называемого Третьего энергопакета, согласно которому функции поставщика газа и оператора трубы – транзитера – разделяются, а к трубопроводу открывается доступ сторонних поставщиков. «Северный поток – 2» под действие энергопакета, принятого еще в 2009 г., не подпадал, поэтому ЕК решила изменить законодательство, чтобы распространить правила и на новый проект «Газпрома».

Поправки ЕК должны рассмотреть Европарламент, потом Совет ЕС, и если в Европарламенте они теоретически могут быть одобрены, то в Совете Европы у них есть значимые оппоненты, в первую очередь Германия, по территории которой предполагается проложить наземную часть трубопровода. В поправках много спорных юридических моментов, отмечает Константин Симонов из Фонда национальной энергобезопасности: фактически ЕС претендует на то, чтобы регулировать строительство газопровода в свободной экономической зоне на Балтике, которая регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Тем не менее исключить, что поправки будут полностью одобрены, нельзя: у них есть политическая подоплека, а это значит, что сопротивление ЕС продолжится, полагает Симонов. Для «Газпрома» и его партнеров это повышает риски работы над проектом, и без того возросшие после принятия США нового пакета санкций против России, в котором предусмотрена возможность их распространения и на европейские компании, участвующие в прокладке и обслуживании газовых трубопроводов. Европейцы пока выходить из проекта не планируют, «Газпром» новости не комментировал. Но ждать, пока шум уляжется, нельзя, иначе к 2020 г. завершить строительство не получится: принуждение к диалогу ускоряется. 

Автор: Владимир Рувинский

Источник: Ведомости, 10.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики