Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба и немного нервно

Труба и немного нервно

Поправки в третий энергопакет повышают риски «Северного потока - 2»

Попытки еврочиновников повлиять на возможность прокладки в Европу трубопровода «Северный поток – 2» становятся все чувствительнее для «Газпрома» по мере приближения 1 января 2020 г. – дня, когда истечет срок действия соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину. На этой неделе Еврокомиссия (ЕК) заявила о завершении работы над анонсированными поправками в энергетическое законодательство Евросоюза (ЕС), которые ставят под удар планы «Газпрома» к 2020 г. завершить прокладку альтернативы украинской трубе, которую составляют первая, уже действующая, и вторая, еще не проложенная, очереди «Северного потока».

Вероятность того, что поправки утвердят, невелика, но все-таки есть: это должно повысить риски удорожания и затягивания ввода «Северного потока – 2» и усилить давление на Россию, которую Европа хочет вернуть к диалогу с Украиной не только по транзиту газа, приносящему Украине $2 млрд доходов, но и по политическим вопросам. Продолжение транзита газа через Украину после 2020 г. – это приоритет для ЕС, заявил в сентябре вице-президент ЕК по вопросам энергосоюза Марош Шефчович.

Цель ЕК – принять поправки до конца 2018 г., говорил в сентябре 2017 г. председатель ЕК Жан-Клод Юнкер. В этом случае на «Северный поток – 2» распространятся правила так называемого Третьего энергопакета, согласно которому функции поставщика газа и оператора трубы – транзитера – разделяются, а к трубопроводу открывается доступ сторонних поставщиков. «Северный поток – 2» под действие энергопакета, принятого еще в 2009 г., не подпадал, поэтому ЕК решила изменить законодательство, чтобы распространить правила и на новый проект «Газпрома».

Поправки ЕК должны рассмотреть Европарламент, потом Совет ЕС, и если в Европарламенте они теоретически могут быть одобрены, то в Совете Европы у них есть значимые оппоненты, в первую очередь Германия, по территории которой предполагается проложить наземную часть трубопровода. В поправках много спорных юридических моментов, отмечает Константин Симонов из Фонда национальной энергобезопасности: фактически ЕС претендует на то, чтобы регулировать строительство газопровода в свободной экономической зоне на Балтике, которая регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Тем не менее исключить, что поправки будут полностью одобрены, нельзя: у них есть политическая подоплека, а это значит, что сопротивление ЕС продолжится, полагает Симонов. Для «Газпрома» и его партнеров это повышает риски работы над проектом, и без того возросшие после принятия США нового пакета санкций против России, в котором предусмотрена возможность их распространения и на европейские компании, участвующие в прокладке и обслуживании газовых трубопроводов. Европейцы пока выходить из проекта не планируют, «Газпром» новости не комментировал. Но ждать, пока шум уляжется, нельзя, иначе к 2020 г. завершить строительство не получится: принуждение к диалогу ускоряется. 

Автор: Владимир Рувинский

Источник: Ведомости, 10.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики