Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евразийский энергосоюз начнется с Беларуси и России

Евразийский энергосоюз начнется с Беларуси и России

При запуске Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наибольшие трудности были связаны с интеграцией в энергетической сфере. Россия и Казахстан имеют достаточные запасы углеводородов для собственных нужд и экспорта, в то время как Армения, Беларусь и Кыргызстан вынуждены покупать энергоносители. Следовательно, экспортеры энергоносителей лишатся части прибыли, а импортеры, наоборот, получат снижение цены. Согласно планам, в рамках союзной интеграции создать электроэнергетический рынок ЕАЭС стороны намерены к 2018-2019 гг., а единый рынок нефти и газа – к 2025 г.

Судя по срокам, перспектива единого рынка электроэнергии ближе. В августе стало известно, что страны ЕАЭС договорились о запуске пилотных проектов торгов электроэнергией.

По мнению экспертов, результатами создания такого рынка могут стать повышение эффективности использования генерирующих и передающих мощностей и рост объемов взаимной и внешней торговли электроэнергией. Таким образом, цены на электроэнергию могут быть снижены. По предварительным расчетам Минэнергетики Беларуси, единый рынок электроэнергии с Россией снизит тарифы в республике на 25%.

Как заявил зампред Госкомитета Беларуси по стандартизации Михаил Малашенко, уже намечено, что к 2019 г. будет действовать единый рынок электроэнергии Беларуси с Россией, а это означает, что к этому времени заработает оптовый и розничный рынок электроэнергии внутри Беларуси. Нужно помнить, «что тарифы оптового рынка электроэнергии в разы меньше, чем на розничном». «Соответственно, крупные предприятия – главные игроки на этом рынке, от которых во многом зависит ВВП нашей страны, – смогут находиться в более выгодном положении», – заявил Малашенко.

«Евразия.Эксперт» узнал мнение о перспективах единого рынка электроэнергии и единого рынка нефти и газа у экспертов из России и Беларуси – стран, с которых может начаться реализация единого энергорынка всего ЕАЭС. 

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник (Россия): 

Пока идет формирование нормативной базы для объединения энергорынков России и Беларуси. В идеале – прийти к единству энергорынка всем участникам ЕАЭС. Но это задача следующего этапа. Сперва, наверное, будет проведена интеграция в формате Россия-Беларусь. По плану, запуск такой модели намечен в 2019 г. Но это не финальная дата, это больше ориентир. 

Как известно, точный срок создания общего энергорынка (ОЭР) ЕАЭС пока не определен. Хотя есть понимание, что страны ЕАЭС собираются в течение I полугодия 2019 г. подписать договор о нем. Опять же – это вряд ли будет сразу обязывающий документ. В нем, скорее всего, будут допуски для правовых маневров.

Ситуация в отрасли быстро меняется, в особенности надо учесть запуск Белорусской АЭС (ориентир ввода в строй – 2019-2020 гг.) и ее влияние на перетоки электроэнергии и планы ввода новой неатомной генерации.  

Экономист, директор консалтинговой компании «Sinkevich Technologies» Александр Синкевич (Беларусь):

– От решения вопроса объединения энергорынков России и Беларуси, а также ЕАЭС зависит непосредственно будущее Союза. По крайней мере, Беларусь и другие страны-участницы интеграционного объединения ставят во главу угла единый рынок энергоносителей, электроэнергии и т.д. Это необходимо, чтобы было свободное перемещение энергетических потоков по единым условиям ценообразования. Что касается возможностей, то они уже обозначены в документах, которые подписали руководители государств-членов ЕАЭС. Понятно, что перспектива 2025 г. (когда единый рынок электричества должен быть дополнен единым рынком нефти и газа - прим. ЕЭ) не близкая.

С другой стороны, именно сейчас мы переживаем период низких цен на нефть и газ. В Беларуси скоро вводится атомная электростанция. То есть у нас в республике значимость рынка энергоносителей несколько снизилась. Конечно, эта тема в отношениях по-прежнему важна, но критичность уменьшилась. В этих условиях было бы логично форсировать и ускорить объединение рынков ЕАЭС. Думаю, что это не будет вызывать такие болезненные реакции, как рассуждения о недополученной прибыли, либо о том, кто кого кормит. Подобные эмоциональные разговоры потеряют свою остроту, потому что цены сейчас находятся на низком уровне.

Кто знает, что будет через три-пять лет? Может быть, цены опять взлетят, и объединяться станет сложнее. Таким образом, это станет вопросом жизни и смерти для крупных финансово-промышленных групп. Перспективы у объединения рынков есть, но чем раньше это будет сделано, тем лучше этот процесс пойдет.

Авторы: Юлия Рулева (Москва) и Диана Шибковская (Минск)  

Источник: Евразия.Эксперт, 16.11.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики