Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Подорожает ли бензин до 50 рублей в канун президентских выборов?

Подорожает ли бензин до 50 рублей в канун президентских выборов?

Вчера и сегодня СМИ облетела новость о том, что с Нового года бензин в России подорожает на треть. Например, АИ-92 будет стоить почти 52 рубля, а АИ-95 — более 53 рублей. Такую информацию российские информагентства и издания опубликовали со ссылкой на «Гражданские силы.ру», которое, в свою очередь, ссылается на некий «новогодний» прайс-лист, оказавшийся в руках журналистов. Эксперты считают, что бензин в России действительно будет дорожать. Однако не такими темпами. А нынешняя новость, по их мнению, является ничем иным как информационным вбросом, который успешно разошелся по отечественным средствам массовой информации.

«Как говорится, „на свете нет ничего невозможного“. Однако столь масштабный рост цен вопреки официальному курсу на сдерживание инфляции пока выглядит не слишком вероятным», — считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. По его словам, основания для подорожания моторного топлива есть. «Это — рост цен на нефть при относительно крепком рубле, это — рост экспорта нефти и нефтепродуктов при сокращении объемов внутренней переработки, это — рост акцизов на моторное топливо, это — частичное восстановление потребительского спроса», — говорит эксперт.

Генеральный директор компании Omnicomm Борис Паньков замечает, что повышение акцизов, налоговых ставок и подъём биржевых цен на горючее из-за приостановки Московского НПЗ — серьезные факторы, которые сильно бьют по сетевым и частным АЗС. «Это не может не сказаться на топливном ценообразовании. Если даже крупные нефтяные компании открыто заявляют о критическом падении рентабельности, то положение мелких АЗС становится еще более шатким. Повышение оптовых цен на горючее фактически выдавливает с рынка мелкие независимые АЗС, у которых нет собственных скважин. А учитывая, что в ряде регионов нет месторождений и нефтеперерабатывающих предприятий, продолжение роста цен на топливо вполне реально», — допускает руководить компании- производителя систем мониторинга транспорта и контроля расхода топлива.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков отмечает, что на цену бензина может повлиять и налоговый маневр для нефтегазовых компаний. Глава Минфина Антон Силуанов предложил обнулить экспортную пошлину, но повысить налог на добычу полезных ископаемых, что увеличит стоимость нефти уже на скважине. И отечественные НПЗ будут покупать ее уже по более высокой цене. Кроме того, эксперт не исключает картельных сговоров, с которыми постоянно борется Федеральная антимонопольная служба (ФАС), но не может их остановить, так как сумма штрафов не идет ни в какое сравнение с прибылями. Ведущий аналитик ФНЭБ говорит, что рынок АЗС постепенно монополизируется крупными игроками, которые после таких кризисов как с профилактикой Московского НПЗ и дефицитом топлива повышают цену, а потом не спешат снижать ее.

Впрочем, даже при таком количестве предпосылок эксперты не ожидают серьезного роста цен на бензин. «Данные факторы будут способствовать постепенному росту, возможно, даже ненамного превышающему темпы инфляции, но уж точно не на треть в течение года», — говорит эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. Чтобы цены выросли на 30%, в стране должно произойти что-то очень серьезное, считает он. «На самом деле, мы имеем совершенно очевидный информационный вброс, использующий горячую тему подорожания бензина, — говорит Алексей Колачев. — И даже понятно, почему остаются неназванными пресловутые „эксперты“: любая попытка публично прогнозировать цены на топливо в авторитетных изданиях чревата предписанием ФАС — знаю это по собственному опыту». Эксперт говорит, что прошел по всей цепочке ссылающихся друг на друга изданий: «Мало того, что все это само по себе вовсе никакой не авторитетный источник, но и сам текст примечателен. Он настолько красноречив, что процитирую его почти полностью: „В распоряжении редакции сетевого издания „Гражданские силы.ру“ оказался документ, из которого следует, что в 2018 г. цены на бензин побьют рекорд ноября 2017 г. В документе представлены розничные цены на топливо, которые сформируются в 2018 году в г. Уссурийске (Приморский край). Как следует из прайс-листа, для покупателей по талонам бензин АИ-95 будет стоить 53,35 рублей за литр, АИ-92 — 51,85 рублей за литр, дизельное топливо — 53,95 рублей за литр. По пластиковым картам автомобилистам бензин АИ-95 обойдется в 53,15 рублей за литр, АИ-92- 51,75 рублей за литр, дизтопливо — 53,50 рублей за литр. Следует отметить, что цены на топливо в регионах Дальнего Востока и Центральной России отличаются незначительно“. Итак, тут речь идет о некоем неизвестном документе, который затем называется „прайсом“ цен на топливо в г. Уссурийске Приморского края в 2018 году. Для придания остроты утверждается, что „цены на топливо в регионах Дальнего Востока и Центральной России отличаются незначительно“, что само по себе неправда. В России есть регионы, где цены значительно отличаются от средних по стране. Это объяснимо, например, их транспортной удаленностью от крупных НПЗ. Кстати, в нескольких из них цена уже перевалила за 50 рублей за литр. Это — Якутск, Магадан и Анадырь. И это не стало сенсацией». 

По данным Росстата, средняя цена на бензин в России 13 ноября составляла на АИ-92 — 37,30 руб., на АИ-95 — 40,35 руб., а на дизельное топливо — 39,00 руб.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков прогнозирует, что в течение следующего года цены на бензин могут вырасти на 10%. «Но только после марта, когда завершится выборная кампания. До этого, как показывает практика, тарифы и цены в России замораживаются. Поэтому я не жду никаких повышений с Нового года. Тем более, что рост цен на бензин повлечет за собой подорожание многих других товаров», — говорит Игорь Юшков.

Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов ожидает, что к концу следующего года, мы можем увидеть цену 95-ого бензина в районе 50 рублей. «Если сравнивать страны по ВВП на душу населения и по другим макроэкономическим показателем, то наиболее близкой к России страной по экономическому развитию будет Мексика. Там стоимость, например, 92-ого бензина на 20 центов выше, чем в России. Поэтому можно совершенно точно, с большой уверенностью говорить, что запас по росту цены на бензин, в целом, есть», — отметил эксперт.

Как уже сообщало EADaily ,"бензиновый" шум начался еще в начале ноября и продолжается до сих пор. Причина — рост оптовых цен на бензин. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в середине ноября оптовые цены на бензин обновили очередной ценовой максимум. В частности, стоимость бензина АИ-92 всего с 7 по 13 ноября выросла на 2,3%, до 42 850 рублей за тонну. Бензин АИ-95 подорожал на 1,7%, до 55 990 рублей за тонну.

Причиной роста цен называется прежде всего реакция трейдеров на сокращение производства топлива на одной из ключевых установок Московского НПЗ «Газпром нефти», который сократил отгрузку бензина. Компания обещает возобновить производство бензина в ближайшие дни, причиной остановки названа оптимизация технологического режима работы.

Подливает масла в огонь и повышение в следующем году акцизов на топливо — с 1 января и 1 июля они вырастут на 50 коп. за литр.

Источник: EADaily, 20.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики