Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки газа из США, Германии и Норвегии подтолкнут Польшу к украинскому варианту "отказа от сотрудничества" с Россией

Поставки газа из США, Германии и Норвегии подтолкнут Польшу к украинскому варианту "отказа от сотрудничества" с Россией

Пятилетний контракт на поставку сжиженного газа из США в Польшу вряд ли сможет серьезно поколебать позиции России на польском энергетическом рынке. Но к 2022 году Польша намерена вовсе отказаться от поставок из РФ. Эксперты сравнивают такой вариант «отказа от сотрудничества» с украинским подходом, так как заменить прямые поставки российского газа Польша сможет только за счет реверса.

Контракт Польши на поставку СПГ из США

Польская компания PGNiG заключила пятилетний контракт на поставку сжиженного газа из США. В сообщении польской компании говорится, что соглашение направлено на повышение энергетической безопасности региона, в котором исторически доминировал российский газ. Объемы поставок не указаны, но отмечается, что газ будет поставляться с расчетом не только на польский рынок, но с прицелом и на другие государства Восточной Европы.
 
«Поставки американского газа в Польшу уже осуществляются и, вероятно, они продолжат увеличиваться. Но поскольку объемы не указаны, можно предположить, что они будут не самыми большими. Более того, я сомневаюсь, что в ближайшее время Польше удастся полностью загрузить терминал в Свиноуйсьце. Например, в прошлом году терминал объемом 5 млрд кубов был загружен только на пятую часть. Что касается заявления о поставках американского СПГ через Польшу в другие европейские страны, то здесь все упирается в конкурентоспособную цену.
 
Но у меня нет уверенности, что американский газ в недалеком будущем будет дешевле российского. На сегодняшний день разница составляет порядка 50% в пользу российского трубопроводного газа. Можно предположить, конечно, что некоторые компании будут предлагать дисконт, рассрочки или другие индивидуальные условия в непубличной части контрактов, но сейчас все говорит в пользу российского предложения», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Пока свои потребности в газе Польша на две третьих закрывает за счет поставок из России. Но министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский ранее обозначил планы Варшавы, согласно которым они не намерены продлять контракт на поставку газа из России после 2022 года. Как предположил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление Ващиковского представляет собой чистую политику, не имея никаких экономических оснований под собой. Польша уже сегодня могла бы за счет своего СПГ-терминала сократить поставки из РФ вполовину, но не делает этого из-за стоимости сжиженного газа.

Baltic Pipe и реверс из Германии 

«Отказ от поставок из России и поставка американского СПГ соседним странам – это информационное и пиар прикрытие. Для начала сжиженный газ должен выиграть ценовую конкуренцию, но пока ничего такого не просматривается. Альтернативных вариантов в случае отказа от российского газа у Польши не так много. Например, Польша может получать газ из Германии, путем настоящего или виртуального реверса. В Германии российского газа очень много, и будет еще больше после реализации проекта «Северный поток-2».
 
Технически Польша может сказать, что покупает газ не у РФ, а у Германии. Но для нас здесь практически ничего не изменится, так как газ мы все равно продадим. Вся эта ситуация напоминает украинский подход к «отказу от сотрудничеству» с Россией. Но в случае с Польшей реверс смотрится выигрышнее, поскольку длина маршрут реверса меньше. К тому же виртуальный реверс также давно разрешен в Европе», - отмечает  Станислав Митрахович.
 
Еще один альтернативный вариант Польши может быть связан с поставками газа из Норвегии по проекту Baltic Pipe, добавляет эксперт. По этому направлению Варшава планирует получать до 2,5 млрд кубов газа с норвежского шельфа через Данию. Но проект уже много раз откладывался, и вероятно, у Норвегии так и не получится серьезно увеличить добычу. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 22.11.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики