Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставки газа из США, Германии и Норвегии подтолкнут Польшу к украинскому варианту "отказа от сотрудничества" с Россией

Поставки газа из США, Германии и Норвегии подтолкнут Польшу к украинскому варианту "отказа от сотрудничества" с Россией

Пятилетний контракт на поставку сжиженного газа из США в Польшу вряд ли сможет серьезно поколебать позиции России на польском энергетическом рынке. Но к 2022 году Польша намерена вовсе отказаться от поставок из РФ. Эксперты сравнивают такой вариант «отказа от сотрудничества» с украинским подходом, так как заменить прямые поставки российского газа Польша сможет только за счет реверса.

Контракт Польши на поставку СПГ из США

Польская компания PGNiG заключила пятилетний контракт на поставку сжиженного газа из США. В сообщении польской компании говорится, что соглашение направлено на повышение энергетической безопасности региона, в котором исторически доминировал российский газ. Объемы поставок не указаны, но отмечается, что газ будет поставляться с расчетом не только на польский рынок, но с прицелом и на другие государства Восточной Европы.
 
«Поставки американского газа в Польшу уже осуществляются и, вероятно, они продолжат увеличиваться. Но поскольку объемы не указаны, можно предположить, что они будут не самыми большими. Более того, я сомневаюсь, что в ближайшее время Польше удастся полностью загрузить терминал в Свиноуйсьце. Например, в прошлом году терминал объемом 5 млрд кубов был загружен только на пятую часть. Что касается заявления о поставках американского СПГ через Польшу в другие европейские страны, то здесь все упирается в конкурентоспособную цену.
 
Но у меня нет уверенности, что американский газ в недалеком будущем будет дешевле российского. На сегодняшний день разница составляет порядка 50% в пользу российского трубопроводного газа. Можно предположить, конечно, что некоторые компании будут предлагать дисконт, рассрочки или другие индивидуальные условия в непубличной части контрактов, но сейчас все говорит в пользу российского предложения», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Пока свои потребности в газе Польша на две третьих закрывает за счет поставок из России. Но министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский ранее обозначил планы Варшавы, согласно которым они не намерены продлять контракт на поставку газа из России после 2022 года. Как предположил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление Ващиковского представляет собой чистую политику, не имея никаких экономических оснований под собой. Польша уже сегодня могла бы за счет своего СПГ-терминала сократить поставки из РФ вполовину, но не делает этого из-за стоимости сжиженного газа.

Baltic Pipe и реверс из Германии 

«Отказ от поставок из России и поставка американского СПГ соседним странам – это информационное и пиар прикрытие. Для начала сжиженный газ должен выиграть ценовую конкуренцию, но пока ничего такого не просматривается. Альтернативных вариантов в случае отказа от российского газа у Польши не так много. Например, Польша может получать газ из Германии, путем настоящего или виртуального реверса. В Германии российского газа очень много, и будет еще больше после реализации проекта «Северный поток-2».
 
Технически Польша может сказать, что покупает газ не у РФ, а у Германии. Но для нас здесь практически ничего не изменится, так как газ мы все равно продадим. Вся эта ситуация напоминает украинский подход к «отказу от сотрудничеству» с Россией. Но в случае с Польшей реверс смотрится выигрышнее, поскольку длина маршрут реверса меньше. К тому же виртуальный реверс также давно разрешен в Европе», - отмечает  Станислав Митрахович.
 
Еще один альтернативный вариант Польши может быть связан с поставками газа из Норвегии по проекту Baltic Pipe, добавляет эксперт. По этому направлению Варшава планирует получать до 2,5 млрд кубов газа с норвежского шельфа через Данию. Но проект уже много раз откладывался, и вероятно, у Норвегии так и не получится серьезно увеличить добычу. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 22.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики