Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чехия с Германией бьют козыри Украины и Польши по блокировке российского «Северного потока-2»

Чехия с Германией бьют козыри Украины и Польши по блокировке российского «Северного потока-2»

Заявление президента Чехии Милоша Земана, что его страна поддерживает строительство газопровода Nord Stream 2, демонстрирует отсутствие консолидированной позиции в Евросоюзе по «Северному потоку-2». Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
«Если противники новых российских газопроводов, такие как Украина или Польша, стремятся как можно чаще и громче заявлять о своей позиции, то сторонники строительство газопровода ведут себя намного тише. И если раньше в пользу „Северного потока-2“ высказывались в основном крупные европейские корпорации, то теперь к их поддерживают политические круги. Это говорит о том, что единой позиции в ЕС по поводу газопровода нет.
 
Для России это позитивный сигнал. Официально Евросоюз признал, что оснований запретить строительство трубопровода у него нет. Однако если против „Северного потока-2“ будут вводиться какие-либо санкции, Чехия блокирует эти инициативы, так как в Евросоюзе решения принимаются на основе абсолютного единства. Хотя технически от Чехии разрешений и согласований на прокладку труб не требуется, ее поддержка все же очень важна», — отмечает специалист.
 
Президент Чехии Милош Земан заявил, что на основе материалов, на основе позиции министерства промышленности и торговли его страна официально поддерживает проект Nord Stream 2. При этом он добавил: «Я рад, что Чехия имеет свою позицию и защищает свои собственные интересы». Напомним, сегодня завершится четырехдневный визит чешского лидера в Москву, в ходе которого он встречался с руководством РФ и сопровождал бизнес-встречи.
 
«Чехия действительно отстаивает собственные национальные интересы. После ввода „Северного потока-2“ Германия станет получать вдвое больше газа из России, что сделает ее крупным энергетическим хабом Европы. Сегодня в Чехию газ поступает напрямую из РФ с транзитом через Украину, что Праге не нравится по понятным причинам.
 
Украинские газопроводы изношены, Киев же не вкладывается в их модернизацию — поставки в любой момент могут прерваться по техническим причинам. Кроме того, на Украине перманентная политическая нестабильность, которая также не добавляет Киеву доверия как транзитеру. Получать газ из Германии для Чехии и выгоднее, и удобнее, и спокойнее», — подчеркивает эксперт.

"Северный поток-2″ обогатит Чехию

Вместе с Земаном в Россию прибыли более 140 руководителей ведущих фирм и предприятий Чехии. Экономика этой страны в большой мере ориентирована на экспорт. Наложенные в 2014 году Евросоюзом антироссийские санкции и ответные меры Москвы сильно ударили по доходам Праги. Сейчас Земан надеется, что бизнесменам двух стран удастся наладить контакты и нарастить объемы торговли. При этом чешский лидер регулярно призывает ЕС снять санкции с России.
 
Газопровод «Северный поток-2» практически полностью повторит маршрут первой нитки труб по дну Балтийского моря до Германии. Ряд стран Европы, такие как Польша и Дания, выступают против проекта, заявляя о его мифической опасности для энергонезависимости Европы. В хор протестов включается Украина, теряющая колоссальные доходы от потери транзита газа по своей территории после ввода «Турецкого потока» и «Северного потока-2».
 
«После того, как трубы Nord Stream 2 придут в Германию, они потянутся дальше — через Чехию в Австрию. Это автоматически дает Праге статус транзитера, что само по себе немало. Но гораздо весомее финансовые выгоды — по самым скромным подсчетам, бюджет Чехии будет получать порядка миллиарда долларов ежегодно за газовый транзит.
 
Отсутствие консолидации в ЕС по „Северному потоку-2“ не оставляет шансов противникам проекта его заблокировать. Формальных для того причин нет, а создавать искусственные препятствия „задним числом“ не позволяет закон. Потому шансы, что газ по „Северному потоку-2“ будет пущен, как и планируется, в 2019 году, достаточно велики», — заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
Источник: Экономика сегодня, 24.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики