Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетические амбиции Украины в ЕС обернулись конфузом

Энергетические амбиции Украины в ЕС обернулись конфузом

Украина предлагает Евросоюзу создать на ее территории восточноевропейский газовый хаб, где европейские страны могли бы хранить газ. Но на похожую роль претендует и Польша, что создает дополнительные противоречия в отношениях двух стран, отмечает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Восточноевропейский газовый хаб 

Пути интеграции Украины в общие энергетический рынок ЕС президент Петр Порошенко обсудил на встрече в Брюсселе с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. Как предполагает наш собеседник, речь шла о создании восточноевропейского хаба, о котором в последние дни все активнее ведутся разговоры.
 
«Дело в том, что даже не столько Евросоюз хочет интегрировать Украину, а скорее Киев предлагает различные инициативы и пытается быть полезным для ЕС. Например, европейские компании могли бы хранить газ в украинских хранилищах в период низкого спроса и использовать его во время высокого спроса в холодное время года. Но эта инициатива пока не встречает абсолютно никакой поддержки со стороны других игроков, никто не стремится купить хранилища или инвестировать в их модернизацию.
 
Единственный вариант – арендовать хранилища и потом продавать этот газ на территории Украины. К тому же многие страны сами заинтересованы в размещении хранилищ на своей территории. Та же Польша хочет перепродавать американский и катарский СПГ, или перераспределять российский газ, полученный виртуальным реверсом из Германии», - продолжает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
 
Польша и Украина выступают здесь как конкуренты, что создает дополнительные противоречия в отношениях двух стран. Как вспоминает Митрахович, между руководителями энергетических компаний недавно даже произошел конфуз на этой почве. Польша рассказывал о своих намерениях продавать газ, в то время как Украина возразила, что за счет увеличения добычи сама намерена продавать газ в 30-е годы.

Энергомост "Украина-Евросоюз"

В то же время в планах Киева в будущем продавать Европе не только газ, но электричество. Месяцем ранее обсуждался проект энергетического моста «Украина — ЕС», который позволил бы экспортировать атомную электроэнергию в Европу. Общая стоимость проекта оценивается в сумму около 250 млн евро.
 
«Чтобы Украина могла увеличить экспорт электроэнергии ей нужно, во-первых, принять ряд мер технического характера, чтобы синхронизовать работу украинской электроэнергетической системы с системой объединенной Европы. Пока же ее система синхронизирована с Россией, за исключением одного участка, известного как Бурштынский энергоостров.
 
Вторая проблема выглядит еще более серьезно - атомные станции Украины нуждаются в серьезной модернизации. Часть блоков надо выводить из эксплуатации уже к 2023 году, а оставшуюся часть к 2030 году. Где страна возьмет денег, чтобы строить новые АЭС, учитывая ее финансовое положение, совершенно непонятно. Вкладывать деньги в энергомост европейцы вряд дли будут, так как для экспорта электроэнергии Украине обязательно нужны новые мощности, которых на сегодняшний день не предвидится», - резюмирует Станислав Митрахович.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 24.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики